Я иду на урок
· ОТКУДА ЕСТЬ ПОШЛО СЛОВО ·ФАКУЛЬТАТИВ · РАССКАЗЫ ОБ ИЛЛЮСТРАТОРАХ · АРХИВ · ТРИБУНА · СЛОВАРЬ · УЧИМСЯ У УЧЕНИКОВ ·ПАНТЕОН · Я ИДУ НА УРОК · ПЕРЕЧИТАЕМ ЗАНОВО ·· ШТУДИИ · НОВОЕ В ШКОЛЬНЫХ ПРОГРАММАХ · ШКОЛА В ШКОЛЕ · ГАЛЕРЕЯ ·ИНТЕРВЬЮ У КЛАССНОЙ ДОСКИ · ПОЧТОВЫЙ ЯЩИК · УЧИТЕЛЬ ОБ УЧИТЕЛЕ |
Зинаида БЛИНОВА,
Владимирская область,
Юрьев-Польский район,
с. Сима
Путешествие как литературный жанр
Уроки по теории и практике
школьного сочинения
в 9-м классе
Тема: Понятие о путешествии как литературном жанре.
Цель:
1. Рассказать учащимся об истории развития и особенностях этого литературного жанра.
2. Проанализировать элементы путешествия в конкретных литературных произведениях.
3. Определить требования к школьному сочинению о путешествии.
ПЛАН-КОНСПЕКТ
I. Чтение эпиграфа.
Есть два разряда путешествий:
Один – пускаться с места вдаль,
Другой – сидеть себе на месте,
Листать обратно календарь.
А.Т. Твардовский
II. Определение жанра.
Путешествие – литературный жанр, в основе которого описание странствий героя. Это могут быть сведения об увиденных путешественником странах, народах в форме путевых дневников, заметок, очерков и так далее.
Основная задача таких произведений прежде всего познавательная, но автор может ставить философские, публицистические, психологические и другие задачи. Это могут быть также повествования о вымышленных, воображаемых странствиях (утопия, фантастика).
III. История жанра.
1. Корни жанра в мифологии и
фольклоре, где странствие героя становится для
него испытанием.
Миф (фольклор) – тотем (герой) – странствие
(испытание).
2. Исторические вехи развития – два плана.
а) Внешний план. Странствующий герой активно перемещается в пространстве как наблюдатель чужого мира, о котором он (потом) рассказывает читателям (слушателям):
– Марко Поло, сын венецианского купца. «Книга о разнообразии мира» (1298) – о путешествии на Восток, в Китай.
– Афанасий Никитин, тверской купец. «Хожение за три моря», XV век — об индийских впечатлениях.
– Тур Хейердал, норвежский учёный-путешественник. «Путешествие на Кон-Тики», 1950-е годы – о культуре о. Пасхи.
б) Внутренний план. При восприятии читателем литературного путешествия его внимание переместилось на чувства и переживания странствующего, внешние элементы перемещения в пространстве уже не имели решающего значения.
– Стерн. «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии», XVIII век. В этом произведении писатель как бы играет с пространством, переосмысливает мотив реального странствия для выражения своих переживаний, чувств; Карамзин. «Письма русского путешественника»; Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву».
– Байрон. «Паломничество Чайльд Гарольда»; Лермонтов. «Мцыри». Это лирические путешествия, в которых культ экзотики, а “духовные скитания” романтического героя показаны как “бегство” из неволи.
– Лермонтов. «Герой нашего времени»; Ч.Айтматов. «Плаха». Путешествие воплощает идею духовного поиска, мотив странствия становится одним из способов раскрытия характера героя.
3. Литературное путешествие как объект пародии. Почти каждое литературное путешествие рано или поздно пародируется.
– Сервантес. «Дон Кихот» – пародия
на рыцарское путешествие.
– В.Ерофеев в поэме «Москва–Петушки»
пародирует Радищева.
IV. Многообразие жанровых форм.
1. Собственно путешествие (путевой
дневник).
– Гомер. «Одиссея». «Сказание о Гильгамеше»
(шумеро-аккадский эпос).
2. Разновидность поэмы, сюжетной и
композиционной основой которой становится
путешествие.
– Вергилий. «Энеида»; Данте. «Божественная
комедия»; Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо».
3. Роман.
– М.Твен. «Приключения Гекльберри Финна».
4. Основная часть произведения.
– «Путешествие Онегина» в романе Пушкина
«Евгений Онегин».
5. Очерк.
– Пушкин. «Путешествие в Арзрум».
6. Свободное повествование.
Оно может включать в себя письмо и дневник,
повесть и автобиографию, новеллу и исповедь,
авторские размышления и поток сознания героя.
Свобода жанра практически не знает границ,
поэтому столь притягательна для авторов и
читателей.
V. Основные элементы путешествия.
Что является необходимым, обязательным атрибутом перемещения в пространстве и времени?
– Маршрут, транспортные средства,
дороги;
– пейзаж, архитектура и
достопримечательности городов и селений,
интерьеры домов;
– люди: этнографические наблюдения, диалоги,
лица, рассказы, исповеди;
– сценки;
– вкусовые ощущения.
Как организовать эти элементы?
– Как требует замысел автора в произведении.
Каков общий закон использования их?
– Внешние впечатления – чувство, оценка
увиденного – общечеловеческий
(публицистический) вывод.
Следовательно, литературное путешествие относится к художественно-публицистическим жанрам.
VI. Чтение отрывков из очерка Пушкина «Путешествие в Арзрум», анализ его с целью выявления элементов путешествия.
Из 1-й главы: от слов “Из Москвы поехал
я...” до “...потому что неестественна”.
Маршрут – поездка к Ермилову – внешность
генерала в восприятии автора: от “До Ельца
дороги ужасны” до “...вершины Кавказской цепи”
Состояние дорог – пейзаж – этнографическая
зарисовка калмыцкого быта – пейзаж.
Из 2-й главы: от “Человек мой...” до “...не
оставляя по себе следов...”
Пейзаж – встреча с сопровождающими тело убитого Грибоедова – оценка этого события.
Обобщающая беседа.
Какова цель Пушкина в этом очерке?
– Возможно более точно описать
увиденное.
Имеет ли очерк публицистическую направленность
и в чём она?
– Да, имеет. Автор при описании любого
момента, будь это внешность Ермолова, кавказская
природа, калмыцкий чай с бараньим жиром или
убитый Грибоедов, обязательно выражает своё
отношение к нему, своё непосредственное
впечатление.
VII. Краткий обзор книги Вл.Солоухина «Владимирские просёлки».
1. Писатель совершил путешествие по
Владимирской области в 1956 году.
2. День одиннадцатый. Юрьев-Польский район и
г. Юрьев-Польский.
Пейзаж – воспроизведение записи летописца –
заметки о Георгиевском соборе – исторический
экскурс о селе Сима – обращение к книге
Калачёва о селе Вёска – рассказ о Липецкой
битве.
3. Комментарий к обзору: писатель выбирает из
своего путешествия наиболее яркие элементы,
такие, которые важны ему и которые, вероятно,
заинтересуют читателя. При этом странствующий в
своём движении вперёд в пространстве
сворачивает на историческую тропу, в прошлое, а
то и вовсе останавливается полюбоваться чем-то и
поразмышлять. Именно эти моменты становятся
наиболее публицистическими.
VIII. Обобщение по занятию.
Чем можно объяснить столь частое обращение различных авторов к жанру литературного путешествия?
– Универсальностью данного жанра, богатыми возможностями формы;
– возможностью непосредственного выражения своих мыслей и чувств.
Домашнее задание. Написать сочинение о своём путешествии.
Литература по теме
1) Литературный
энциклопедический словарь. М., 1987.
2) Энциклопедический словарь юного
литературоведа. М., 1997.
3) Развивайте дар слова. Факультативный курс по
теории и практике сочинений разных жанров.
Пособие для учащихся. М., 1977.
Урок развития речи
в 9-м классе
Тема. Анализ темы сочинения по комедии
А.С. Грибоедова «Горе от ума». Собирание
материала к сочинению.
Цель. Сделать попытку практического применения
знаний о путешествии как литературном жанре.
ПЛАН
I. Повторение.
1) К какой группе жанров относится
жанр путешествия?
– К разновидности
художественно-публицистических жанров.
2) Назовите элементы путешествия. Обязательно
ли в художественном произведении использовать
все эти элементы?
3) Почему художник слова прибегает к этому
жанру?
– По разным причинам. Вероятнее всего, для
выражения своей позиции в более яркой и
привлекательной для читателя форме.
II. Обсуждение темы «Путешествие по грибоедовской Москве».
А. Определение объёма и содержания темы в соответствии с тезисами.
Первый тезис
Путешествие по грибоедовской Москве – это
странствие в её историю.
1) Московская топонимика и маршруты
перемещений героев.
Кузнецкий мост, Покровка, Английский клуб, дом московского богача Позднякова с крепостным театром, дом Фамусова.
Кузнецкий мост – улица в центре Москвы, место, откуда шло наибольшее влияние иностранного на московскую дворянскую молодёжь; с Покровки Хлёстова час тащилась до дома Фамусова в центре города; Английский клуб – любимое место встреч влиятельных дворян; крепостной театр Позднякова имел славную и несчастную историю.
2) Картины быта и нравов.
Наряды, моды, причёски, средства передвижения, балы, заседания в клубе, развлечения, обычаи, проблемы карьеры, привычки героев и так далее.
3) Разгадки прототипов.
Московские тузы, племянник Скалозуба, Чацкий, влиятельные дамы, влиятельные лица, формирующие общественное мнение, и его распространители.
Второй тезис
Путешествие по Москве возможно благодаря ярким картинам жизни Москвы в комедии Грибоедова «Горе от ума», которые стали нашим путеводителем.
1) Условия сватовства в грибоедовской Москве. Требования к жениху со стороны невесты, родителей, практическая цель ухаживаний. Особенности любовного треугольника, восприятие мужа в качестве пажа, решающая сила дамской власти.
2) “Московские всё” лица на балах и развлечениях. Гости Фамусовых, их одежда, разговоры.
Загорецкий и его дифирамбы талантам посетителей Английского клуба, интересы гостей и хозяев.
3) Сплетня как зеркало убеждений московских бар.
Распоряжения Фамусова Петрушке о записях в календаре, причины сплетен, распространение их, поведение и речи сплетничающих, результат сплетни.
Третий тезис
Путешествие по грибоедовской Москве – это возможность понять замысел автора в комедии «Горе от ума».
1) Московские достопримечательности глазами Чацкого и людей фамусовского круга. Разница этого восприятия, разная оценка влияний Кузнецкого моста Фамусовым и Чацким, различное отношение к Английскому клубу у Чацкого и Загорецкого.
2) “Визитные карточки” московских
знаменитостей, составленные Чацким, Софьей
Фамусовой, другими героями.
Кузьма Петрович, Нестор, любитель балета, гости
Фамусовых, дамы московского света.
3) Зарисовки быта и нравов Москвы.
История сватовства Чацкого и оценки его как
жениха.
Б. Определение вступительной и заключительной частей.
Заключения
К первому тезису:
Большая познавательная ценность путешествия по
Москве с “экскурсоводом” Грибоедовым.
Ко второму тезису:
Незабываемые впечатления от грибоедовской
Москвы.
К третьему тезису:
Неизбежность одиночества Чацкого в Москве
начала XIX века.
Вступления
К первому тезису:
Своеобразный путеводитель по Москве 10–20-х годов
XIX века.
Ко второму тезису:
Место действия в комедии А.С. Грибоедова «Горе
от ума».
К третьему тезису:
Замысел Грибоедова в комедии «Горе от ума».
III. Оформление планов к сочинениям.
Первый вариант
1. Своеобразный путеводитель по Москве 10–20-х годов XIX века.
2. Путешествие по грибоедовской Москве – это увлекательное странствие в её историю:
– московская топонимика и маршруты экскурсий;
– яркие картины быта и нравов барской Москвы;
– интригующие загадки прототипов.
3. Большая познавательная ценность путешествия по Москве с экскурсоводом Грибоедовым.
Второй вариант
1. Место действия в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
2. Путешествие по Москве возможно благодаря ярким картинам жизни Москвы в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», своеобразному путеводителю по столице:
– условия сватовства в барской Москве;
– московские лица на балах и развлечениях;
– сплетня как зеркало нравов московских бар.
3. Незабываемые впечатления от грибоедовской Москвы.
Третий вариант
1. Замысел Грибоедова в комедии «Горе от ума».
2. Путешествие по грибоедовской Москве – это возможность понять замысел автора комедии «Горе от ума»:
– московские достопримечательности глазами Чацкого и людей фамусовского круга;
– “визитные карточки” московских знаменитостей;
– зарисовки быта и нравов города Москвы.
3. Неизбежность одиночества Чацкого в Москве начала XIX века.
IV. Словарная работа.
Отбор лексики, речевых оборотов, обязательных для сочинений данного типа. Обдумывание переходов от части к части.
Домашнее задание. Написать сочинение по любому варианту плана.
Литература
1. Вл.Орлов. Грибоедов. Л., 1967.
2. А.Лебедев. Куда влечёт тебя свободный ум. М.,
1982.
Примечания
На уроке обдумывания и анализа темы «Путешествие по грибоедовской Москве» ввиду недостатка времени следует ограничиться проработкой одного, выбранного учениками, варианта тезиса. О других учитель может поставить класс в известность, может зачитать свои предложения по их проработке.
Особого внимания перед сочинением о путешествии требует словарная работа. Это слова, наименования, словосочетания, связанные с обозначением предметов путешествия, действий путешественников. Желательно попытаться подобрать как можно больше синонимов.
Урок развития речи в 10-м классе
Тема. Разработка темы сочинения
«Путешествие по России с П.И. Чичиковым». Отбор
материала.
Цель. Закрепить знания о путешествии как
литературном жанре и развить умение писать
сочинения такого типа.
ПЛАН
I. Повторение.
1. Какие виды путешествий вы можете назвать?
– Реальные, в которых человек действительно перемещается в пространстве;
– книжные, литературные, в которых читатель странствует с автором и его героем.
2. Назовите элементы путешествия и объясните, по какому принципу автор отбирает их при описании путешествия.
3. К какому типу литературных жанров относят путешествие и почему?
– К
художественно-публицистическому: описывая
путешествие, автор более свободно и открыто
выражает свою позицию, чем в обычных
художественных произведениях.
II. Обдумывание темы «Путешествие по России с П.И. Чичиковым».
А. Определение объёма темы.
Тему следует раскрыть на большом объёме
материала почти всей поэмы Н.В. Гоголя
«Мёртвые души» – всё, что связано с описанием
поездок Чичикова, его дорожных впечатлений и
наблюдений. Это, конечно, приезд Чичикова в
губернский город NN, его прогулка по городу,
чтение газеты, восприятие номера в гостинице,
обеда в трактире, его разговоры-расспросы о
демографических особенностях края. Материалом к
сочинению станет повествование о поездках
Чичикова к помещикам и приключениях, что с ним
произошли: дорожно-транспортных, авантюрных,
комических, сентиментальных, кулинарных и так
далее.
Всё это и станет компонентами его путешествия.
В него не войдут, например, «Повесть о капитане
Копейкине», рассказ о биографии Чичикова, о
торжестве херсонского помещика, авторские
отступления, то есть те части текста, в которых не
повествуется о перемещениях героя по российским
просторам.
Б. Определение содержания темы.
Почему Н.В. Гоголь использовал
путешествие Чичикова по России в качестве основы
поэмы «Мёртвые души»?
– Именно путешествие героя помогло писателю
сделать поэму «Мёртвые души» поэмой –
обозрением жизни России XIX века и широко
изобразить жизнь всех социальных слоёв в
соответствии со своим замыслом.
Тезис
Путешествие с П.И. Чичиковым по России – это прекрасный способ познания (изучения) жизни России XIX века (николаевской России).
Аргументы.
1. Дорожно-транспортные приключения с Чичиковым на российских дорогах.
2. Редкостные, неповторимые достопримечательности города NN.
3. Разнообразные интерьеры гостиных.
4. Объекты наблюдений героя из окна его кареты.
5. “Говорящие” меню в распоряжении гостя губернии.
6. Достойные деловые партнёры ловкого приобретателя.
Вывод. Большое познавательное значение путешествия с Чичиковым.
В. Вступление.
а) Замысел Н.В. Гоголя в поэме
«Мёртвые души».
б) Особенность поэмы Гоголя.
Г. Составление и запись плана сочинения.
1. Жанровая особенность поэмы
Н.В. Гоголя «Мёртвые души».
2. Путешествие с П.И. Чичиковым по России –
прекрасный способ познания жизни николаевской
России:
а) дорожно-транспортные приключения Чичикова на российских просторах;
б) редкостные достопримечательности города NN;
в) разнообразные интерьеры гостиных;
г) объекты наблюдения героя из его кареты;
д) “говорящие” меню в распоряжении гостя губернии;
е) достойные деловые партнёры ловкого приобретателя.
3. Большое познавательное значение путешествия с Чичиковым.
III. Собирание материала к сочинению.
Отбор цитат. Характер комментариев. Переходы между частями текста. Устный вариант отрывка текста по любому из аргументов.
Домашнее задание. Написать сочинение.
Урок развития речи в 10-м классе
Тема. Обсуждение темы «В поисках
счастливого. Путешествие по России с
некрасовскими правдоискателями».
Цель. Обобщить знания учащихся о литературном
путешествии как жанре, проконтролировать их
умение анализировать такие темы и писать по ним
сочинения.
ПЛАН
I. Повторение.
1. Что означает путешествие как литературный жанр?
– Литературное путешествие относится к художественно-публицистическим жанрам и обладает богатыми возможностями для глубокого, яркого и точного выражения замысла автора, для большей художественной, читательской привлекательности произведения.
2. Являются ли многочисленные элементы путешествия обязательными для автора?
– Нет, конечно. Автор отбирает только наиболее яркие с его точки зрения элементы, которые помогут лучше выразить его замысел.
II. Вопросы для беседы.
1) Перечитайте формулировку темы и объясните, чего она от вас требует.
– «В поисках счастливого. Путешествие по России с некрасовскими правдоискателями».
Тема требует:
а) показать поиск;
б) как шёл этот поиск;
в) где и среди кого искали счастливого;
г) как оценивали “счастье” претендентов;
д) как они (претенденты) сами понимали счастье.
– Тема называет жанр сочинения –
это путешествие, значит, потребуется отобрать
его наиболее яркие элементы из поэмы Некрасова.
– Тема напоминает нам, что ходили именно
мужики-правдоискатели и искали счастливого со
своих позиций, следовательно, весь материал
поэмы надо будет рассматривать их глазами.
– Тема указывает, что и поиск, и хождение
мужиков организовал автор – Некрасов, значит,
следует выявить его позицию.
2) Какой вывод из анализа формулировки темы нужен?
– В формулировке темы нет ни одного лишнего слова. Каждое из них означает ёмкое понятие, которое надо и растолковать, и учитывать в согласовании с другими понятиями.
3) Содержит ли формулировка готовый тезис для сочинения? И как нам далее действовать?
– Нет. Значит, нужно провести логические операции для его выявления: поставить вопрос, ответить на него, из ответа сформулировать тезис.
4) Какие вопросы содержатся, по-вашему, в формулировке?
– Зачем Некрасов “организует”
поиск счастливого мужиками-правдоискателями?
– Как читатели относятся к такому
поиску-хождению?
– Нашли ли счастливого крестьяне Некрасова?
5) Какой из этих вопросов может дать нам наиболее интересный тезис, а значит, наиболее удачный поворот в раскрытии темы, полноценное сочинение?
– Например, второй.
6) Попробуем ответить на него.
– Читателям интересно читать об
этом поиске-хождении;
– нам нравится...;
– описание этого хождения производит на нас
сильное (яркое, незабываемое, необычное,
странное) впечатление, потому что
автору удалось как бы провести и нас по
Руси.
7) Попытаемся сформулировать из ответов тезис, используя наиболее подходящие формулировки, и согласовать их с остальными словами темы.
Возможен такой вариант первого тезиса:
– яркие впечатления читателей от совместного хождения с некрасовскими правдоискателями в поисках счастливого в России шестидесятых годов XIX века.
8) А как ответили бы вы на первый вопрос?
– Некрасову так удобнее, легче
показать широко жизнь России после реформы.
– Поэт может без усилий и натяжек
“организовать” встречу пешеходов с людьми всех
социальных слоёв России и познакомиться с
распространённым мнением о счастье.
9) Значит, для поэта путешествие – это удобная форма, прекрасная возможность для чего-то?
– Да, для выражения его собственных мыслей, личного мнения, замысла.
10) Сформулируем же из ответов на первый вопрос второй тезис.
– Хождение крестьян-правдоискателей по России в поисках счастливого – это возможность показать широко жизнь России после реформ и решить проблему счастья.
11) Итак, два тезиса, значит, два
разных сочинения, так как, используя один и тот же
материал, мы будем рассматривать его с разных
позиций.
По отношению к первому тезису мы занимаем такую
позицию: наша задача – показать яркие
впечатления от...
Ко второму: наша задача – показать авторское
воплощение его замыслов.
12) Будут ли общие моменты в этих разных сочинениях? Какие?
– Да, будут; это элементы путешествия: дорога, география хождений, достопримечательности, люди, встречи со “счастливыми” и так далее.
13) Подберём аргументы к первому тезису.
1. Образная точная топонимика
“счастливых местечек” России.
2. Природно-погодный календарь хождения.
3. Живописные достопримечательности русских
селений.
4. Незабываемые встречи со “счастливыми”:
а) общее народное “счастье” на “ярмонке”;
б) исповедь счастливой “губернаторши”;
в) жалобы помещика на утрату счастья.
5. Авторские размышления о счастье после увиденного и услышанного.
14) Можем ли мы использовать эти аргументы в доказательстве второго тезиса?
– Конечно. Только, вероятно, следует откорректировать формулировки.
1. Отражение жизни народа в
географических названиях “счастливых
местечек” России.
2. Наблюдение природно-погодных условий
глазами крестьян-путников.
3. Изображение условий жизни народа через
обрисовку достопримечательностей селений.
4. Организация встреч путешественников с очень
широким кругом жителей России:
а) сцены общего народного “счастья” на “ярмонке”;
б) знакомство со счастливой “губернаторшей” и её исповедь;
в) выслушивание жалоб помещика на утрату счастья и народных легенд;
г) наблюдение за деревней Вахлаки.
5. Отрицательный результат хождений мужиков (возможно, в заключении).
Вывод. Следовательно, получится два разных текста.
15) Продумать наиболее логически точные заключительные и вступительные части.
Заключения
К первому тезису:
Художественный талант Некрасова.
Ко второму тезису:
Мнение Некрасова о состоянии России после реформ
и о человеческом счастье.
Вступления
К первому тезису:
Пристальное внимание Некрасова к форме своей
поэмы.
Ко второму тезису:
Авторский замысел в поэме «Кому на Руси жить
хорошо».
III. Материалы к сочинению.
Попытки составления устных вариантов текстов по одному из аргументов – похожему – двух разных тезисов.
IV. Обобщение.
Домашнее задание. Написать сочинение.