Я иду на урок
· ОТКУДА ЕСТЬ ПОШЛО СЛОВО ·ФАКУЛЬТАТИВ · РАССКАЗЫ ОБ ИЛЛЮСТРАТОРАХ · АРХИВ · ТРИБУНА · СЛОВАРЬ · УЧИМСЯ У УЧЕНИКОВ ·ПАНТЕОН · Я ИДУ НА УРОК · ПЕРЕЧИТАЕМ ЗАНОВО ·· ШТУДИИ · НОВОЕ В ШКОЛЬНЫХ ПРОГРАММАХ · ШКОЛА В ШКОЛЕ · ГАЛЕРЕЯ ·ИНТЕРВЬЮ У КЛАССНОЙ ДОСКИ · ПОЧТОВЫЙ ЯЩИК · УЧИТЕЛЬ ОБ УЧИТЕЛЕ |
Целое с миром
Опыт изучения в XI классе средней школы романа «Доктор Живаго»
Произведение Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго» поднимает важные проблемы: революция и её влияние на человека, в частности на художника, гуманизм и революционная необходимость, вопросы жизни и смерти, свобода творческой личности и другие - иными словами, важнейшие нравственно-этические, философские, социальные вопросы жизни.
Интерес вызывает и собственно литературная, эстетическая сторона произведения, она уникальна, так как в романную форму обличена суть поэтического миропонимания.
При изучении романа «Доктор Живаго» учитель опирается на уже имеющиеся у учащихся знания о лирическом герое, о композиции и жанрах литературных произведений, умение анализировать прозаический и поэтический тексты.
Среди целей в работе с романом Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго» следует назвать следующие, на мой взгляд, самые важные:
- познакомить с творческой личностью Б.Л. Пастернака, его жизнью и поэтическим миропониманием;
- рассмотреть проблемы мировоззренческого порядка, философско-нравственный срез романа;
- расширить представление учащихся о системе жанров русского романа.
При проведении уроков может быть использован такой наглядный материал:
- фотопортреты Б.Л. Пастернака разных лет;
- фотодокументы 10-20-х годов XX века;
- репродукции картин Петрова-Водкина «Купание красного коня» и «Смерть комиссара».
Не претендуя на охват всех сторон книги (так как вряд ли это возможно вообще в отношении такого произведения), я сделала попытку найти оптимальный способ изучения его в школе.
Известно, что «Доктор Живаго» не роман в полном смысле этого слова и его жанр определить очень сложно, так как произведение соединяет в себе и лирическое, и эпическое; его жанр определяется даже как большое лирическое произведение (Д.С. Лихачёв).
Материал не разбит на смысловые группы, соответствующие уроку в 45 минут. Такое разделение в данном случае было бы, на мой взгляд, искусственным. Между тем, имея таким образом организованный материал, учитель может спланировать работу и при модульной, и при классической системе обучения, то есть имея в распоряжении обычный урок.
Здесь нет части, непосредственно касающейся жизни и творчества поэта, хотя такой урок, естественно, состоялся.
Повторим здесь лишь основные положения.
I. Поэтическое миропонимание Пастернака раскрывается в сборнике «Сестра моя жизнь»:
а) целостность мира, он един;
б) единство человека и мира;
в) единство и нерасчленённость дома и мира (у большинства поэтов это понятия противоположные).
Отсюда, то есть из особенностей поэтического мировосприятия, следует своё понимание искусства. Это, по Пастернаку, не борьба, не фонтан, а губка, не сцена, а зритель. Отсюда и отрицательное отношение к переделке мира; мир, по мнению поэта, надо принимать таким, каков он есть.
II. Причины появления прозы у поэта. Роман появился не внезапно, а был подготовлен всей творческой жизнью поэта (см.: В.М. Борисов, Е.Б. Пастернак. Материалы к творческой истории романа Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго»// Новый мир. 1988. N 6). Приведём лишь несколько слов Б.Л. Пастернака по этому поводу: “В области слова я более всего люблю прозу, а вот писал больше всего стихи...”
III. С определением жанра произведения связаны особенности изучения.
1. Это не роман в обычном понимании слова.
2. Жизнеописание, житие, страсти.
3. Большое лирическое стихотворение, так как Юрий Живаго не эпический, а лирический герой (подробнее об этом см.: Д.С. Лихачёв. Размышления над романом Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго»// Новый мир. 1988. N 1).
IV. Символика имён и названия.
Ряд героев в литературных подступах к роману носили имена Живульт, Пурвит (от французского pour vie - ради жизни), что явно указывает на их генетическую связь с Юрием Андреевичем Живаго, чья фамилия, как следует из Евангелия, значит “вечно живой”. Появление в названии слова “доктор”, равно как и профессия героя, обусловлены определённой связью с Фаустом и переводческой работой Б.Л. Пастернака над «Фаустом» Гёте. Об определённой смысловой нагрузке других имён тоже можно говорить с большой определённостью (см. упомянутую статью В.М. Борисова и Е.Б. Пастернака).
Домашнее задание.
В главах, данных учителем, найти строки, освещающие авторский взгляд на такие проблемы:
- человек и революция,
- художник и революция,
- гражданская война.
Конкретно-социальные проблемы могут быть объединены такими поэтическими строками поэта: “Мело, мело по всей земле, // Во все пределы...”
ЧЕЛОВЕК И РЕВОЛЮЦИЯ
Работа идёт по вопросам и тексту, в конце обсуждения записывается вывод.
1. Как выражается отношение автора к проблеме “человек и революция”?
- Авторский взгляд выражается через отношение к этой проблеме Ю.Живаго, так как он - лирический герой произведения.
2. Итак, каково же это отношение, постоянно ли оно?
- На протяжении романа оно меняется. Сначала:
( в разговоре с Ларой, часть 5, гл. 8): “Революция вырвалась против воли, как слишком задержанный вздох. Каждый ожил, переродился... Можно... сказать: с каждым случилось по две революции, одна своя, личная, а другая общая. Мне кажется, социализм - ...это море жизни... той жизни, которую можно видеть на картинах, жизни гениализированной, жизни, творчески обогащённой...”;
( возвращение в Москву, часть 5, гл. 15): “Это была революция в том смысле и в том понимании, которое придавала ей учащаяся молодёжь 1905 года, поклонявшаяся Блоку... “;
( речь дома при гостях, часть 6, гл. 4): “Всё же истинно великое безначально, как вселенная”;
( чтение на улице газеты об октябрьском перевороте, часть 6, гл. 8): “Метель хлестала в глаза доктору и покрывала печатные строчки газеты серой и шуршащей снежной крупой. Но не это мешало его чтению. Величие и вековечность минуты потрясли его и не давали опомниться”.
Потом взгляд меняется:
( в партизанском отряде, часть 11, гл. 4):
“Озверение воюющих к этому времени достигло предела. Пленных не доводили до места назначения, неприятельских раненых прикалывали в поле”;
“...во-первых, идеи всеобщего совершенствования тех, как они стали понимать с октября, меня не воспламеняют. Во-вторых, это всё ещё далеко от осуществления, а за одни ещё толки об этом заплачено такими морями крови, что, пожалуй, цель не оправдывает средства.
...Веществом жизнь никогда не бывает. Она сама, если хотите знать, непрерывно себя обновляющее... начало...”;
“Изуверства белых и красных соперничали по жестокости, попеременно возрастая одно в ответ на другое, точно их перемножали...”
История Палых и история Васиной деревни (эти вопросы можно будет предлагать в индивидуальном порядке).
Выводы.
“Каждый ожил, переродился”, следовательно, революция - это жизнь. Доктор, а вместе с ним автор, ожидают нового в жизни России, в русской судьбе и в своей собственной судьбе.
Так же, как не имеет объяснения существование жизни, вселенной, не имеет объяснения и революция - это “стихия свободной стихии”. Герой понимает гениальность этого события, в нём есть что-то сродни рождению гениального человека.
Потом взгляд меняется. За трескучие фразы пролились “моря крови”. Цель - переделка жизни, но как можно её переделать, когда она - самоценное и саморазвивающееся понятие. Всякая переделка только убивает жизнь.
ХУДОЖНИК И РЕВОЛЮЦИЯ
( Дневник в Варыкино, часть 9, гл. 7):
“Что же мешает мне служить, лечить и писать? Я думаю, не лишения и скитания, не неустойчивость и частые перемены, а господствующий в наши дни дух трескучей фразы... вот это самое: заря грядущего, построение нового мира, светочи человечества”.
( Уход со службы, часть 13, гл. 16): “...на поверку оказывается, что под мыслями разумеется одна их видимость, словесный гарнир к возвеличению революции и властей предержащих. И я не мастер по этой части”. “И правда, я редко ошибаюсь в определении болезни. Но ведь это и есть ненавистная им интуиция, которой я якобы грешу, целостное, разом охватывающее картину познания”.
Выводы.
Изначально творчество и революция равноценны, то есть стихийны, не поддаются изучению, измерению. Но то, во что превращают революцию, вступает в противоречие с творчеством. Живаго - поэт и творческий врач, часто действует интуитивно, то есть так, как не может разум.
А кругом с него требуют плана, объяснения, схемы, мертвечины. Вступают в противоречие жизнь, стихия и схема, “полёта вольное упорство” и “казённая землемерша” - смерть. Отсюда ощущение своей ненужности.
Вторая группа проблем для обсуждения в классе:
- человек и мир;
- человек и история;
- природа, жизнь человека в природе и антитеза этой жизни;
- жизнь и смерть.
Ученики заранее получают задание найти в главах авторский взгляд на эти вопросы.
Нравственно-философские проблемы при обсуждении могут быть объяснены следующими строками поэта:
Опять трубить, и гнать, и звякать,
И мякоть в кровь поря - опять
Рождать рыданье, но не плакать,
Не умирать, не умирать.
ЧЕЛОВЕК И МИР
Работа идёт с текстом по комплексу вопросов.
Как соотносятся эти понятия? Что первично?
( Панихида по Анне Ивановне, часть 3, гл. 15):
“...Юра занимался древностью и законом Божьим, преданиями и поэтами, науками о прошлом и природе, как семейной хроникой родного дома, как своей родословной... все вещи были словами его словаря. Он чувствовал себя стоящим на равной ноге со вселенною... он слушал заупокойную службу как сообщение, непосредственно к нему обращённое и прямо его касающееся... и ничего общего с набожностью не было в его чувстве преемственности по отношению к высшим силам земли и неба, которым он поклонялся как своим великим предшественникам”.
Выводы.
По мнению автора, человек равен тому миру, в котором он живёт, в его отношении нет ничего набожного, для человека нет ничего недоступного. Он относится “к силам земли и неба” как к “своим великим предшественникам”.
Таким образом:
я = всем = миру
я - целое с миром.
ЧЕЛОВЕК И ИСТОРИЯ
(Юра Живаго и дядя, часть 3, гл. 2):
“Юра понимал, насколько он обязан дяде общими свойствами своего характера.
Николай Николаевич жил в Лозанне. В книгах, выпущенных им там по-русски и в переводах, он развивал свою давнишнюю мысль об истории как о второй вселенной, воздвигаемой человечеством в ответ на появление смерти с помощью явлений времени и памяти”.
(После отъезда Лары, часть 14, гл. 15):
“...то, что называется ходом истории, он представляет себе... наподобие жизни растительного царства... Лес не передвигается, мы не можем его накрыть, подстеречь за переменою места. Мы всегда застаём его в неподвижности. И в такой же неподвижности застигаем мы вечно растущую, вечно меняющуюся, неуследимую в своих превращениях жизнь общества, историю”.
Выводы.
По Пастернаку, человек застаёт исторический процесс только на каком-то этапе. “История - вторая вселенная, которую воздвиг человек в ответ на явление смерти с помощью явлений времени и памяти”.
ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА
Как связаны доктор и окружающий мир?
Кто в его воображении сливается с деревьями, стихией, ветками и так далее?
( Доктор в Мелюдеево, часть 5, гл. 6):
“Всё кругом бродило и всходило на волшебных дрожжах существования. Восхищение жизнью, как тихий ветер, широкой волной шло не разбирая куда по земле и городу, через стены и заборы, через древесину и тело, охватывая теплом всё по дороге”.
( Дневник в Варыкино, часть 9, гл. 8):
“Первые предвестия весны, оттепель. Воздух пахнет блинами и водкой, как на масляной, когда сам календарь как бы каламбурит. Сонно, масляными глазками жмурится солнце в лесу, сонно, ресницами им щурится лес, маслянисто блещут в полдень лужи. Природа зевает, потягивается, переворачивается на другой бок и снова засыпает”.
( В партизанском отряде, часть 11, гл. 7):
“Юрий Андреевич с детства любил сквозящий огнём зари вечерний лес. В такие минуты точно и он пропускал сквозь себя эти столбы света. Точно дар живого духа потоком входил в его грудь, пересекал всё его существо и парой крыльев выходил из-под лопаток наружу... «Лара!» - закрыв глаза, полушептал или мысленно обращался он ко всей своей жизни, ко всей Божьей земле, ко всему расстилавшемуся перед ним, солнцем озарённому пространству”.
( Уход из отряда, часть 12, гл. 9):
“Она была наполовину в снегу, наполовину в обмёрзших листьях и ягодах, и простирала две заснеженные ветки вперёд навстречу ему. Он вспомнил большие белые руки Лары, круглые, щедрые, и, ухватившись за них, притянул дерево к себе. Словно сознательным ответным движеньем рябина осыпала его снегом с головы до ног...”
Выводы.
По мнению автора, природа - волшебство, когда человек понимает её, он понимает жизнь. Доктору, а следовательно и автору, интересно всё окружающее, он всегда в ладу с природой. Свет мира входит в его грудь, от этого вырастают крылья, он может творить. Он часто чувствует, что Лара - это продолжение природы, чувствует, что стремление к ней - стремление к жизни. Поэтому и его уход из отряда - не предательство, а уход к жизни. И потеря Лары для него равносильна потери жизни.
Что является антитезой жизни в
природе?
Где кончается жизнь Ю.Живаго?
Рельсы, трамвайные и железнодорожные пути, урбанистическая культура. В этом Б.Л. Пастернак традиционен, вспомним Н.Гумилёва и его «Заблудившийся трамвай»:
Мчался он бурей тёмной, крылатой,
Он заблудился в бездне времён...
Остановите, вагоновожатый,
Остановите сейчас вагон.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Вывеска... кровью налитые буквы
Гласят - зеленная, - знаю, тут
Вместо капусты и брюквы
Мёртвые головы продают.
ЧЕЛОВЕК И ЕГО ОТНОШЕНИЯ
С ЖИЗНЬЮ И СМЕРТЬЮ
1. Кончается ли роман со смертью Ю.А. Живаго? Что в конце?
- Роман продолжается, рассказывая о жизни Тани, дочери Лары, но заканчивается всё же не этим, а стихами.
2. Как вы думаете, почему?
- Стихи - то, что не может умереть.
3. Цикл стихов Ю.Живаго открывается стихотворением «Гамлет». Прочитайте. Почему оно носит такое название?
- Оно решает “вечную” проблему о том, как жить, поднят гамлетовский вопрос: “быть или не быть”.
Какова основная мысль?
- Человек в жизни должен сам пройти свой крестный путь и выпить чашу до дна.
4. Заключительное стихотворение - «Гефсиманский сад» (перед чтением учитель даёт справку и читает отрывок из Евангелия).
Что общего есть в первом и последнем стихотворении цикла?
- Основная мысль, объединяющая оба стихотворения, - достижение бессмертия через христианскую идею страданий и крестного пути.
Кроме того, можно попросить ребят найти в других стихотворениях взгляд Ю.Живаго на эту проблему.
5. Взгляды автора и лирического героя на эту проблему в романе.
( Живаго у постели больной Анны Ивановны, часть 3, гл. 3):
“...сколько ни припомните, вы всегда заставали себя в наружном, деятельном проявлении, в делах ваших рук, в семье, в других. Человек в других людях и есть душа человека... Смерти не будет, говорит Иоанн Богослов... потому что прежнее прошло... потому что это уже видали... а теперь требуется новое, а новое есть жизнь вечная”.
( “Тифозный час” доктора, часть 6, гл. 15):
“И две рифмированные строчки преследовали его:
Рады коснуться
и
Надо проснуться.
Рады коснуться и ад, и распад, и разложение, и смерть, и, однако, вместе с ними рада коснуться и весна, и Магдалина, и жизнь. И - надо проснуться. Надо проснуться и встать. Надо воскреснуть”.
( Дневник в Варыкино, часть 9, гл. 7):
“Каждый родится Фаустом, чтобы всё обнять, всё испытать, всё выразить”.
( После боя на поляне, часть 11, гл. 4):
“В псалме говорится: Живый в помощи Вышнего. В грамотке это стало заглавием заговора: «Живые помощи»... Футлярчик был полураскрыт. Из него вывалилась сложенная бумажка. Доктор развернул её и глазам своим не поверил. Это был тот же девяностый псалом, но в печатном виде и во всей своей славянской подлинности”.
( У Ларисы перед письмом от Тони, часть 13, гл. 17):
“Что-то сдвинулось в мире. Кончился Рим, власть количества... Вожди и народы отошли в прошлое. Личность, проповедь свободы пришла им на смену. Отдельная человеческая жизнь стала Божьей повестью, наполнила своим содержанием пространство вселенной”.
Выводы.
По Пастернаку, человек осознаёт себя лишь в жизни других или в том, что оставляет после себя. Следовательно, он изначально не может умереть, а живёт вечно.
Жизнь просто так не даёт ничего, поэтому каждого в жизни ждут его собственные страсти, страдания. Лишь пройдя их, он может надеяться на воскрешение. Жизнь - дар всем, без различия классов и каст, это объединяет всех. Она наполнила содержанием вселенную и даёт смысл всему. По мнению автора, понятие жизни одного человека и жизни народов уравновешены.
В качестве итоговой работы предлагаются сочинения на темы:
1. «Смерти не будет...» (по роману Б.Пастернака «Доктор Живаго»).
2. Место стихотворений Ю.Живаго в художественной структуре романа Б.Пастернака «Доктор Живаго».
3. Революция и гражданская война в судьбе русской интеллигенции в романе.
4. Женские образы и их роль в романе Б.Пастернака «Доктор Живаго».