Я иду на урок
· ОТКУДА ЕСТЬ ПОШЛО СЛОВО ·ФАКУЛЬТАТИВ · РАССКАЗЫ ОБ ИЛЛЮСТРАТОРАХ · АРХИВ · ТРИБУНА · СЛОВАРЬ · УЧИМСЯ У УЧЕНИКОВ ·ПАНТЕОН · Я ИДУ НА УРОК · ПЕРЕЧИТАЕМ ЗАНОВО ·· ШТУДИИ · НОВОЕ В ШКОЛЬНЫХ ПРОГРАММАХ · ШКОЛА В ШКОЛЕ · ГАЛЕРЕЯ ·ИНТЕРВЬЮ У КЛАССНОЙ ДОСКИ · ПОЧТОВЫЙ ЯЩИК · УЧИТЕЛЬ ОБ УЧИТЕЛЕ |
О.Шаврина,
г. Курган
Традиции М.Е.Салтыкова-Щедрина в сказке Ф.Искандера «Кролики и удавы»
Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве
Цели урока:
– углубить представление ребят о сатире; отметить, что Ф.Искандер продолжает традиции Салтыкова-Щедрина, использует аллегорию, гротеск, сарказм и т.д. Показать, как в философской сказке «Кролики и удавы» раскрывается тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве;
– совершенствовать у школьников навыки анализа художественного произведения; способствовать выработке у ребят самостоятельного, личностного отношения к прочитанному;
– воспитывать у школьников стремление воспринимать трагедию нации как свою собственную, чувство исторической совести, человеческого достоинства.
Оформление урока:
– портрет М.Е. Салтыкова-Щедрина;
– портрет Ф.Искандера;
– книжная выставка произведений Ф.Искандера;
– грамзапись песни Б.Гребенщикова «Под небом голубым...» (из кинофильма «Асса»).
Эпиграфы на доске
Общественное значение писателя в том именно и заключается, чтобы пролить луч света на всякого рода нравственные и умственные неурядицы, чтобы освежить всякого рода духоты веянием идеала. Каким путём эта цель может быть достигнута – это зависит от интимных свойств каждого отдельного таланта...
М.Е. Салтыков-Щедрин
Человек должен быть порядочным, это осуществимо в любых условиях при любой власти. Порядочность не предполагает героичности, она предполагает неучастие в подлости.
Ф.Искандер
Подготовка к уроку:
– предварительно проверить знание учащимися текста сказки Ф.Искандера «Кролики и удавы»;
– за неделю до урока разделить класс на группы; дать каждой группе задание в соответствии с темой урока и художественными особенностями сказки Ф.Искандера.
Ход урока
Вступительное слово учителя. (Звучит песня Б.Гребенщикова «Под небом голубым...»).
Сказка! Какое хорошее слово! Сколько воспоминаний детства у каждого из нас связано со сказкой. Как часто, будучи маленькими вы на уроках отправлялись в путешествие в сказку. Сказки встречались также разные: фольклорные и литературные.
Что общего и в чём отличие между ними?
Ученик. Общее между фольклорными и литературными сказками: сказочный сюжет, сказочные герои, композиция.
Отличие состоит в том, что фольклорные созданы народом, а литературные – писателями. Известны имена писателей-сказочников: А.С. Пушкин, П.П. Ершов, Л.Н. Толстой, М.Е. Салтыков-Щедрин и другие.
Ученик. “Сказочный цикл” Салтыкова-Щедрина составляют произведения, написанные с использованием фольклорного сказочного сюжета. Действующими лицами в этих “миниатюрах” выступают представители зоологического мира – домашние животные, звери, птицы, рыбы; каждое животное обладает устойчивыми качествами характера: волк жаден, лиса коварна. Стирание граней между человеческими чертами и животными сообщало сказочным образам Салтыкова-Щедрина особую остроту. Писатель использует в своих “миниатюрах” аллегорию.
Аллегория – это конкретное изображение предмета или явления действительности, заменяющее абстрактное понятие или мысль. Аллегория как средство поэтической выразительности широко используется в художественной литературе.
Ученик. Сказки Салтыкова-Щедрина – аллегории. Читая их, мы подразумеваем конкретные человеческие типы, характеры. Сказки «Премудрый пискарь» и «Самоотверженный заяц» – повествование о силе страха и рабской психологии “среднего человека”, запуганного правительственными преследованиями.
«Медведь на воеводстве» и «Орёл-меценат» – это аллегорический рассказ о государственном управлении в России.
Учитель. Сказка Ф.Искандера «Кролики и удавы» – это тоже аллегория, повествование о человеке и государстве.
Ученик. Аллегория – это приём, или элемент сатиры. Сатира – способ проявления комического в искусстве, состоящий в уничтожающем осмеянии явлений, которые представляются автору порочными.
Элементами сатиры являются пародия, ирония, сарказм, гротеск.
Гротеск – художественный приём намеренного искажения чего-либо, нарушения пропорций изображаемого мира или его части, причудливое соединение фантастики с жизнеподобием.
Все сатирические образы Салтыков-Щедрин создаёт с помощью гротеска. В сказке «Премудрый пискарь» писатель наделил рыбу унизительным, всеобъемлющим страхом. Прожил пискарь более ста лет в тесной, тёмной норе, ночей не досыпал, куска не доедал, “и всё-то думает: «Кажется, что я жив? Ах, что-то завтра будет?»” Он не заводил ни семьи, ни друзей, сам не знал никаких радостей и никого не утешал. “Он жил и дрожал – только всего”.
Ученик. Во многих сатирических произведениях Салтыкова-Щедрина есть сарказм.
Сарказм – это едкая, язвительная насмешка с открыто обличительным сатирическим смыслом. В сарказме главное – крайняя степень эмоционального отношения, высокий пафос отрицания, переходящий в негодование.
С сарказмом Салтыков-Щедрин пишет о “премудром пискаре”, о “самоотверженном зайце”, об “орле-меценате” и других.
Учитель. Негодование, едкая, язвительная насмешка, пафос отрицания – эти слова мы употребляем, когда говорим о творчестве Салтыкова-Щедрина. Почему? Писатель сам объяснил это. Прочитайте эпиграф, записанный на доске: “Общественное значение писателя в том именно заключается, чтобы пролить луч света на всякого рода нравственные и умственные неурядицы, чтобы освежить всякого рода духоты веянием идеала. Каким путём эта цель может быть достигнута – это зависит от интимных свойств каждого отдельного таланта...”
“Интимные свойства” таланта Салтыкова-Щедрина – это сатира.
Ученик. Писатель-сатирик должен обладать мужеством, чтобы высмеивать недостатки. Мужество было чертой характера Салтыкова-Щедрина, им обладает и Ф.Искандер.
Ученик. Фазиль Абдулович Искандер родился 6 марта 1929 года в городе Сухуми, учился в русской школе, затем в Литературном институте имени Горького, который закончил в 1954 году. После окончания института работал в газетах Брянска и Курска, печататься начал ещё будучи студентом. Ф.Искандер – автор стихотворных сборников: «Горные тропы», «Доброта земли», «Зелёный дождь», «Дети Черноморья», «Молодость моря».
С 1962 года публикует в журнале «Юность» и газете «Неделя» рассказы.
В 1966 году вышли сборники рассказов: «Тринадцатый подвиг Геракла», «Запретный плод» и другие. В 70-е годы написаны повести «Ремзик», «Морской скорпион» и другие.
В 80-е годы опубликованы сборники рассказов «Защита Чика», книга «Кролики и удавы» (1987).
Ученик. Судьба Ф.Искандера, как и судьба любого сатирика, не была простой и лёгкой: за стремление к свободной печати, за участие в журнале «Метрополь» произведения писателя несколько лет не печатали в родной стране. Мужество, ирония, мягкий юмор помогли Ф.Искандеру не обозлиться, сохранить своё человеческое лицо и достоинство, помогли создать удивительную сказку-аллегорию «Кролики и удавы», образы которой, как и образы Салтыкова-Щедрина, созданы с помощью гротеска, сарказма, иронии и пародии.
Ученик. Рассказ о сатирических приёмах Ф.Искандера хочется начать с пародии.
Пародия – это комическое или сатирическое подражание кому-нибудь или чему-нибудь. В «Истории одного города» Салтыков-Щедрин создал пародию на «Историю государства Российского» Карамзина.
В сказке Ф.Искандера «Кролики и удавы» пародируется ликвидация безграмотности в нашей стране. Король кроликов издал указ о всеобщей грамотности. Он приказал заготовить большое количество бочек с соком бузины, который использовался в качестве чернил.
Сок бузины выдавался небольшими склянками всем, кто в этом нуждался. Поскольку кролики не были любознательными и упорными, то скоро забыли о ликвидации безграмотности.
Так называемые чернила стояли и начали бродить, превратившись в крепкий напиток, удивительные свойства которого “открыл” поэт.
Узнав “свойства” сока бузины, все стали требовать его. После того, как королевские склады были опустошены, чиновники пришли к общему мнению, что в стране установилась всеобщая грамотность.
В конце 30-х годов было объявлено, что в Советском Союзе ликвидирована безграмотность, а на самом деле это оказалось фикцией, то есть не соответствовало правде жизни.
Учитель. Ф.Искандер – удивительный сказочник: в сатирической сказке «Кролики и удавы» он обратился к теме судьбы человека в тоталитарном государстве.
Ученик. Тоталитаризм (лат. totalis – весь, целый, полный) – общественно-политический строй, характеризующийся всеобъемлющим деспотическим вмешательством авторитарно-бюрократического государства во все проявления жизни общественного организма и жизнь отдельных личностей. Основные признаки тоталитарного режима: всесторонний контроль за жизнью общества, запрещение конституционных прав и свобод, демократических организаций; репрессии, милитаризация общественной жизни, господство единой общеобязательной идеологии. В условиях этого строя личность находится в полном подчинении у властвующей группировки.
Ученик. В сказке «Кролики и удавы» Ф.Искандер с помощью аллегории показывает тоталитарное государство трёх типов. Это государство кроликов, государство удавов и отношения между кроликами и удавами.
Ученик. Удавы живут, как говорит автор, “в одной южной-преюжной стране”. Их царство – это тоталитарное государство, во главе которого стоит Великий Питон. При его дворе находятся глупые, бездарные удавы. Например, главный визирь “на все вопросы умел отвечать не задумываясь, за что и был назначен главным визирем царя...” В царстве удавов всё основано на страхе и беспрекословном подчинении. Здесь существуют жестокие законы и обычаи. Великий Питон, появляясь, неизменно произносит “боевой гимн”, который все удавы в знак верности “должны были выслушивать”, приподняв голову.
Гимн в царстве удавов – это приветствие, выражение верности Великому Питону. Не приподнявший во время приветствия головы лишался жизни как изменник.
Удавы питаются кроликами, гипнотизируя их, то есть совершая священный ритуал гипноза, о котором запрещено говорить, во время последнего запрещено вступать в дискуссию с кроликами. Нарушивший этот ритуал был сурово наказан: изгнан в пустыню.
В далёкие времена в царстве удавов существовало ещё более жестокое наказание: казнь – самопоедание удавов.
Жестокие, кровожадные, для них нет ничего святого. По образному выражению автора, душа каждого удава находится где-то в глубине его желудка, а родина для удава – это место, где он имеет прекрасную пищу.
Удавы беспощадны по отношению друг к другу, они предают друг друга, доносят друг на друга.
Ученик. Царство удавов – это тоталитарное государство, но тоталитарный режим и его законы противоестественны природе любого общества, поэтому и в рядах удавов начинается постепенное разложение. Они становятся менее жестокими и кровожадными.
Появляются такие удавы, как Косой и Коротышка. Косой “для удава был чересчур добрый... он старался глотать кроликов так, чтобы причинить им как можно меньше боли, за что, в конце концов, поплатился”. За это он был наказан Великим Питоном, в результате чего лишился глаза.
Таким образом, в царстве удавов презиралась слабость, жалость, совесть, шло воспитание жестокости, а всех неугодных сурово наказывали.
Ученик. Такие же законы царили и в государстве кроликов, которое называлось Королевством.
Глава его – Король и его приближённые составляют двор, в сказке он называется Столом, а придворные Допущенными к Столу. Те, кто хотел стать приближённым к Столу, назывались Стремящимися.
“Король знал, что только при помощи надежды (Цветная Капуста) и страха (удавов) можно разумно управлять жизнью кроликов”. “...Ни один кролик никогда не видел Цветной Капусты. Правда, в кроличьей среде всегда жили слухи (хотя их и приходилось иногда взбадривать) о том, что местные туземцы вместе с засекреченными кроликами, работающие на тайной плантации по выведению Цветной Капусты, добились решительных успехов. Как только опыты, близкие к завершению, дадут возможность сажать Цветную Капусту на огородах, жизнь кроликов превратится в сплошной праздник плодородия и чревоугодия.
Время от времени сочетание цветов в изображении Цветной Капусты на знамени едва заметно менялось, и кролики видели в этом таинственную, но безостановочную работу истории на благо кроликов. Увидев на знамени слегка изменившийся узор цветов, они многозначительно кивали друг другу, делая для себя далеко идущие оптимистические выводы. Говорить об этом вслух считалось неприличным, нескромным, считалось, что эти внешние знаки внутренней работы истории появились случайно, по какому-то доброму недосмотру королевской администрации.
В ожидании этого счастливого времени кролики жили своей обычной жизнью, паслись в окружающих джунглях и пампасах, поворовывали в огородах туземцев горох, фасоль и обыкновенную капусту, высокие вкусовые качества которой оплодотворяли мечту о Цветной Капусте”.
“Великая мечта о Цветной Капусте помогала Королю держать племя кроликов в достаточно гибкой покорности... Если в жизни кроликов возникали стремления, неугодные Королю, и если он не мог эти стремления остановить обычным способом, он, Король, прибегал к последнему излюбленному средству, и, конечно, этим средством была Цветная Капуста”.
Ученик. Когда мы читаем о “великой мечте” кроликов, то чувствуем иронию автора. Тоталитарное государство, в котором они жили, характеризуется репрессиями, насилием над личностью. И об этом Фазиль Искандер говорит, прибегая к аллегории, иронии, гротеску и сарказму.
“Если проявляющий стремления продолжал упорствовать, он неожиданно исчезал, и тогда кролики приходили к выводу, что его засекретили и отправили на тайную плантацию. Это было естественно, потому что те или иные стремления проявляли лучшие головы, которые, конечно, прежде всего нужны были для работы над выведением Цветной Капусты”.
“Если семья исчезнувшего кролика начинала наводить справки о своём родственнике, то ей намекали, что данный родственник теперь «далеко, в том краю, где Цветная Капуста цветёт»”.
“Если семья исчезнувшего кролика продолжала упорствовать, то она тоже исчезала...”; “...по вегетарианским законам королевства кроликов наказывали путём подвешивания за уши – но убивать не убивали...”
Учитель. «Кролики и удавы» – это сатирическая и философская сказка.
Философия – любовь к мудрости, проникновенная бесстрашная мысль, стремящаяся охватить все стороны бытия.
Мы все с детства знаем пословицу: “Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок”. Какой урок мы извлечём из сказки Ф.Искандера «Кролики и удавы»? Какую “проникновенную, бесстрашную мысль” мы узнаем? Какой мудростью нам поможет обогатиться удивительный сказочник Ф.Искандер?
Ученик. Жизнь героев сказки «Кролики и удавы» – это постоянный страх. Его испытывают кролики перед Королём, удавами, которые тоже находятся в этом состоянии перед Великим Питоном.
Читая сказку Ф.Искандера «Кролики и удавы», невольно вспоминаешь слова Салтыкова-Щедрина: “Жил – дрожал, и умирал – дрожал”.
Ученик. Оба писателя с помощью гротеска показали страх, который “ломает”, уродует человеческую личность: герой Салтыкова-Щедрина лишает себя всех радостей жизни, а героев Ф.Искандера подталкивает к предательству.
Ученик. В сказке «Кролики и удавы» писатель исследует психологию предательства. Оно совершается и в царстве удавов и в королевстве кроликов. Тоталитарный режим, не дающий возможности личности свободно раскрыться, способствует выявлению зависти, которая, как и страх, подталкивает к предательству.
Кролик Находчивый завидует другу своей юности Задумавшемуся, завидует его честности, смелости, независимости, поэтому второй “раздражает” первого, который, предав друга юности, пытается успокоить свою совесть рассуждениями о долге перед Королём и т.д. Ф.Искандер вложил в уста одного из героев свои мысли о предательстве: “...предательство – это всегда убийство чужими руками своего человека...” Находчивый не убивал Задумавшегося, но привёл его к гибели, а это почти одно и то же.
Предатель Находчивый тоже оказался предан Королём, которому служил, и “был потрясён грубостью того, как его предали...”
Ученик. У героев сказки Ф.Искандера “говорящие” имена. Используя эту традицию русской литературы, писатель даёт героям характеристику, в которую вкладывает своё отношение к ним. Задумавшийся кролик назван этим именем, потому что задумался о смысле жизни, хотел найти истину, правду. Он говорит своему ученику Возжаждавшему: “...живая жизнь всё время движется и меняется, нам нужен ориентир алмазной прочности, а это и есть правда. Она может быть неполной, но она не может быть искажённой сознательно даже ради самой высокой цели...”
Возжаждавший кролик – стремящийся продолжить дело своего учителя, стремящийся к справедливости.
Находчивый... В имя этого героя вложена ирония, так как этот кролик “найдёт себя” всегда, он нашёл, то есть получил все блага жизни, нашёл расположение Короля и Королевы.
Старый Мудрый Кролик. И в его имени звучит ирония. Небезынтересна история возвышения этого кролика... Однажды именно он “очутился под морковным дубом, когда с него слетел жёлудь, попавший ему в голову.
Он получил сотрясение мозга. Это был первый случай такого заболевания в кроличьем племени”. Кролик вылечился, и его назначили на должность Старого Мудрого Кролика.
Ученик. Ирония автора помогает понять глубокий смысл, заключённый в каждом имени.
Глубокий смысл заключён и в самой сказке Ф.Искандера «Кролики и удавы», смысл в том, чтобы оставаться личностью при любых обстоятельствах, то есть сохранить порядочность.
“Человек должен быть порядочным. Это осуществимо в любых условиях, при любой власти. Порядочность – это значит лично не участвовать ни в какой лжи. Порядочность не предполагает героичности, она предполагает неучастия в подлости” – как верно и мудро сказано.
Ф.Искандер мог сказать эти слова, потому что всегда сохранял порядочность, чего бы это ему ни стоило.
В 1992 году Ф.Искандер был удостоен Международной Пушкинской премии за вклад в мировую литературу. Мы понимаем, что премия заслужена: этот писатель обладает удивительным стилем, в котором мягкая и тонкая ирония переплетается с традициями Салтыкова-Щедрина.
Библиография
1. Искандер Ф.А. Искренность покаяния порождает энергию вдохновения. // Литературная газета. 1996. N 2.
2. Искандер Ф.А. Потребность очищения // Литературное обозрение. 1987. N 8. С. 32–34.
3. Искандер Ф.А. Путешествие в поисках идеала // В мире книг. 1988. N 3.
4. Иванова Н. Смех против страха // Знамя. 1988. N 2. С. 220–228.
5. Рассадин С. Суверенный Искандер // Век. 1994. N 1.
6. Выгон Н. Искандер и его окрестности: О творчестве Ф.Искандера // Московские новости. 1995. N 26.