Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №38/1997

Архив

Алексей ЗВЕРЕВ

ПОДТЕКСТ

Подтекст - способ построения художественного текста, основанный на эффекте неявного смысла, который возникает благодаря общей атмосфере рассказа, созданной при помощи символики, ритмических перебивов, пауз и тому подобного. При этом слово обычно приобретает дополнительные семантические оттенки или оказывается эмоционально выделенным. Ему придаётся ключевое значение как бы вопреки заурядности явления, которое оно обозначает. В таких случаях конфликт, тема, мотивы, составляющие собственно текст, далеко не исчерпывают его истинного содержания. Нередко оно определяется как раз несоответствием или, по меньшей мере, несовпадением материала и подтекста. Подобное несовпадение может создать и глубоко драматическую ситуацию, и чувство намеренной недоговорённости, передающей сложность изображаемой жизненной коллизии, которая только кажется тривиальной, и комедийную или ироничную тональность.

Хотя отдельные приёмы, родственные подтексту, отмечены уже у писателей конца XVIII века (Гёте в "Страданиях молодого Вертера", Стерн в "Сентиментальном путешествии"), как сложившаяся поэтика подтекст входит в литературу лишь столетием позже. Его творческая плодотворность доказана прежде всего произведениями символистов, особенно М.Метерлинка, а также пьесами А.Чехова. По замечанию Вс.Мейерхольда, и у русского, и у бельгийского драматурга “есть герой, невидимый на сцене, но он ощущается всякий раз, когда занавес опускается”. Содержание рассказанной истории не в ней самой, но в тех лейтмотивах, которые возникают из подтекста, проступая за деталями, необязательными по внешней логике действия (карта Африки в последней сцене "Дяди Вани", звук от падения оборвавшейся бадьи в "Вишнёвом саде") или за символикой, также впрямую не соотносящейся с воссоздаваемым событием (шум моря в драме Метерлинка "Слепые"). Внутреннее, лишь намёком обозначенное содержание картины становится её истинным содержанием, угадываемым интуитивно, так что оставлено пространство для активности восприятия, выстраивающего собственную версию и самостоятельную мотивацию случившегося.

Однако использование в тексте метафор, однородных по своему общему смыслу или по эмоциональной окрашенности, слова-сигналы, повторы и другие приёмы, помогающие созданию подтекста, определяют характер прочтения и позволяют автору выразить свое представление об описываемом, не навязывая эту точку зрения. Подтекст приобрёл особенно большую важность для литературы ХХ века, отразившей углубляющийся скепсис относительно возможностей убедительно истолковать действительность и часто отвергающей саму идею авторского монолога. Допустимыми признаются лишь гипотезы и версии происходящего в мире, который кажется всё более абсурдным. Несоответствие, даже противоположность произнесённого слова подразумеваемому смыслу - ключ ко многим художественным концепциям, получившим распространение в искусстве этого столетия (“театр абсурда” С.Ионеско и С.Беккета, проза постмодернизма).

Крупнейшим мастером подтекста, придавшим ему философское обоснование, был Э.Хемингуэй, которому принадлежит сопоставление настоящей прозы с айсбергом: на поверхности видна лишь одна восьмая общего объёма, тогда как скрытая часть содержит все основные смыслы повествования, передающего прежде всего сознание невозможности завершённой, исчерпывающей интерпретации человеческих отношений в современном мире.

Рейтинг@Mail.ru