Штудии
Иосиф ГОЛЬДФАИН
ВЕРНЫЙ ДРУГ ИЛИ РАСЧЁТЛИВЫЙ ЧЕСТОЛЮБЕЦ?
Роман А.Дюма "Три мушкетёра" был сверхпопулярен в СССР. Свидетельство этому - громадные тиражи и многочисленные инсценировки на сценах различных ТЮЗов, на радио и телевидении. Это неудивительно. С одной стороны, это очень хороший приключенческий роман для юношества. А с другой стороны, он вполне соответствовал советской идеологии.
Действительно, герои романа олицетворяют дружбу и честь, то есть, с точки зрения советских идеологов, вполне могут служить образцом для подражания.
При этом как бы не замечалось, что д’Артаньян был весьма расчётлив. В частности, в романе можно прочесть и такое: “...д’Артаньян строил планы будущих интриг и, решив сделать Атоса, Портоса и Арамиса орудиями собственного успеха, был совсем не прочь собрать невидимые нити, с помощью которых он и рассчитывал управлять своими тремя приятелями”. Здесь перед нами вырисовывается весьма опасный тип карьериста, расчётливо использующего в своих личных целях благородные чувства друзей.
Если присмотреться, то можно увидеть, что д’Артаньян отличался сильным честолюбием. И "Три мушкетёра" можно трактовать как роман о честолюбце, который преуспел благодаря тому, что приобрёл верных друзей.
В русской классической литературе описан подобный честолюбец. Это Долохов из "Войны и мира". Он как никто умел вступать в дружеские отношения с заинтересовавшими его людьми и использовать их в своих целях. При этом, кроме расчёта, “самый процесс управления чужою волей был наслаждением, привычкой и потребностью для Долохова”. Но если сравнивать д’Артаньяна и Долохова, то можно увидеть разницу между ними. Долохов исключительно подло поступил со своим другом Николаем Ростовым. Но не похоже, чтобы так же подло мог поступить со своими друзьями д’Артаньян.
Конечно, это почти неприлично - сравнивать "Три мушкетёра" и "Войну и мир". Одно дело - блестяще написанный, но примитивный авантюрный роман для подростков, другое - классический роман в самом прямом смысле этого слова. Но тем не менее, если их сравнивать, то можно увидеть нечто парадоксальное. Для примитивных авантюрных романов характерна ходульность образов. Там, как правило, герои или явные злодеи, или рыцари без страха и упрёка. Но у А.Дюма д’Артаньян в одно и то же время и расчётливый честолюбец, и человек, испытывающий искренние дружеские чувства.
А в "Войне и мире" героев можно чётко разделить на положительных и отрицательных. И эта разница ярко проявляется в их отношении к друзьям. У Л.Н. Толстого только заведомо отрицательные герои сверхкорыстно используют искренние чувства своих друзей. А положительные герои, наоборот, в отношениях с друзьями чужды каким бы ни было расчётам.
Итак, д’Артаньян одновременно и честолюбец, расчётливо использующий друзей в своих целях, и человек, способный искренно дружить и нежно любить. Так что нельзя ставить вопрос: д’Артаньян - это верный друг или расчётливый честолюбец? В нём есть и то и другое. Но в СССР даже столь простой роман, как "Три мушкетёра", воспринимался упрощённо. Расчётливое честолюбие д’Артаньяна не замечалось. Авантюрный роман воспринимался только как прославление Дружбы.