Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №11/1997

Штудии

Геннадий ЦУКАНОВ,
г. Рязань

Ока - Гераклитова река

Философскую лирику принято смыкать с именами Баратынского, Тютчева, Заболоцкого, Мартынова. Но уже творчество Пушкина подстёгивается под эту рубрику весьма выборочно: некоторые стихи 1830-х годов. У Лермонтова - лишь часть произведений подпадает под категорию философской поэзии. А творчество Есенина подвести к запредельному ряду философской гармонии никто и не пробовал даже: вещи якобы несовместимые. Между тем любое стремление как-то ранжировать искусство вообще, а лирику в частности, глубоко порочно - эстетически, этически, психологически. В Тютчеве тьма и тьма лиризма, а в Есенине - беспощадная диалектическая мощь, философская культура. Возьму “наилиричнейшее” стихотворение Сергея Александровича и высвечу в нём грани философские, даже ещё точнее: стихийно-диалектическое восприятие жизни, свойственное философии Гераклита Эфесского (ок. 554-483 гг. до н. э.).

      Цветы мне говорят - прощай,
      Головками склоняясь ниже,
      Что я навеки не увижу
      Её лицо и отчий край.

      Любимая, ну, что ж! Ну, что ж!
      Я видел их и видел землю,
      И эту гробовую дрожь
      Как ласку новую приемлю.

      И потому, что я постиг
      Всю жизнь, пройдя с улыбкой мимо, -
      Я говорю на каждый миг,
      Что всё на свете повторимо.

      Не всё ль равно - придёт другой,
      Печаль ушедшего не сгложет,
      Оставленной и дорогой
      Пришедший лучше песню сложит.

      И, песне внемля в тишине,
      Любимая с другим любимым,
      Быть может, вспомнит обо мне,
      Как о цветке неповторимом.

Гераклит отрицал существование в природе чего бы то ни было постоянного, пребывающего неизменным. Он признавал только вечный процесс: всё движется, ничто не пребывает в покое. Всё движущееся походит на течение реки, в которую нельзя войти два раза, так как в промежуток времени между вхождениями река изменилась, и когда мы, по нашему мнению, входим вторично в ту же реку, мы в действительности входим совершенно в другую воду и реку... Но ведь у Есенина: “Я говорю на каждый миг, // Что всё на свете повторимо”. Это так. Но не был бы Есенин Есениным, коли взгляд обычного, нормального человека отбросил как нечто вульгарное, пошлое, не стоящее внимания. Ведь громадное большинство людей именно так и относится к миру, к его явлениям, переживаниям, к неудавшейся любви или потерянной:

      Не всё ль равно - придёт другой,
      Печаль ушедшего не сгложет,
      Оставленной и дорогой
      Пришедший лучше песню сложит...

Есенин фиксирует обыденное сознание, живописует его в форме лирической стихотворной зарисовки - одухотворяет и возвышает, а затем, подобно небожителю Орфею, бьёт по струнам своей волшебной лиры и завершающим аккордом органично вплетает философскую гамму Гераклита:

      ...Любимая с другим любимым,
      Быть может, вспомнит обо мне,
      Как о цветке неповторимом.

Всё повторяется и, одновременно, ничто неповторимо. Во всём существующем всё находится в постоянном непрерывном процессе, и бытие никогда не может остановиться. Последствиями постоянного перехода одного в другое является то, что противоположности сходятся, из различий происходит лучшая гармония и всё рождается путём раздора - целое из нецелого, сходящееся из разрозненного, согласное из несогласного:

      ...Стыдно мне, что я в Бога верил.
      Горько мне, что не верю теперь.

      Дар поэта - ласкать и карябать,
      Роковая на нём печать.
      Розу белую с чёрною жабой
      Я хотел на земле повенчать.

Существуют ли в этом мире вина, несправедливость, противоречие, страдание, боль и муки? -а, - утверждал Гераклит. Да, - пел Есенин. Но только для ограниченного человека, который смотрит на мир отдельно и не замечает общей связи, а не для всеобъединяющего Бога. Для него всё борющееся между собою сливается в одну гармонию, не видимую для обыкновенного человеческого взгляда, но понятную тому, кто, как Гераклит, как Есенин, как всякий истинный Творец, подобен созерцающему Богу. От его огненного взгляда не ускользает ни одна капля несправедливости в волнах окружающего его мира. Становление и исчезновение, строение и разрушение без всякого нравственного осуждения, в вечно равной невинности - составляют в этом мире игру художника и ребёнка... Кто был в этом мире Есенин: поэт, философ, ребёнок?!

      И потому, что я постиг
      Всю жизнь, пройдя с улыбкой мимо...

      Словно я весенней гулкой ранью
      Проскакал на розовом коне...

Рейтинг@Mail.ru