Я иду на урок
Галина ИВАНОВА,
Андогская средняя школа,
Кадуйский район,
Вологодская область
я иду на урок
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ - глазами коллеги
Людмила Александровна Савина - заслуженный учитель России. Она же директор сельской школы. Много лет ведёт литературу в старших классах. А о работе литературного клуба «Лира», которым она руководит более пятнадцати лет, знают хорошо её коллеги не только в районе, но и в области.
В этом году наша школа участвовала во всероссийском конкурсе «Школа года»; Людмила Александровна была приглашена в июле 1996 года в Москву, где ей вручили диплом победителя.
Мне хочется рассказать об уроке по творчеству Марины Цветаевой в 11-м классе. Кабинет оформлен в стиле, приближённом к салону XIX века, в рамках на столе - разные по исполнению портреты поэтессы, цветы. В руках старшеклассников томики стихов Цветаевой.
1. Звучит музыка, которая является фоном урока и настраивает на лирический лад.
Слово учителя. В один из осенних дней 1910 года из Трёхпрудного переулка вышла невысокая, круглолицая гимназистка, пересекла Тверской бульвар и направилась к типографии Мамонтова. В руках у неё внушительная стопка стихов, в душе - дерзость и нерешительность. В этот знаменательный день Марина Цветаева, которой исполнилось восемнадцать лет, постучалась в двери русской литературы... Какой она была, Марина Ивановна Цветаева?
2. Вся моя жизнь - роман с собственной душой.
Возьмите стихи - это и есть моя жизнь.
Эти слова Цветаевой красиво оформлены на доске и как бы приглашают к размышлению. Звучат стихотворения поэтессы.
Закинув голову и опустив глаза,
Пред ликом Господа и всех святых стою...
Опираясь на стихотворные строки, старшеклассники размышляют, почему “вся моя жизнь - роман с собственной душой”.
3. Рассуждения юношей и девушек тактично прерывает учитель:
- У Марины Цветаевой есть стихи: «Я сказала, а другой услышал...» Предлагаю посмотреть отрывок из фильма Эльдара Рязанова «Жестокий романс» по произведению А.Н. Островского «Бесприданница», в котором звучит романс на стихи Марины Цветаевой «Под маской плюшевого пледа». - Как вы думаете, почему Э.Рязанов обратился к стихам Цветаевой, чтобы передать характер героини, жившей в 60-х годах XIX века? Учащиеся высказывают своё мнение. Людмила Александровна читает слова Э.Рязанова: “Вначале я, обожающий старинные романсы, буквально начинил ими сценарий. Потом я понял, что вставленные мною романсы столь часто исполняются по радио и телевидению, что хоть они и не стали от этого хуже, в какой-то степени всё же поднадоели. Тогда я принялся за штудирование русской женской поэзии... Однако ни у одной из талантливых поэтесс XIX столетия я не смог отыскать, что хотел... И тогда я прибег к помощи моей любимой Беллы Ахмадулиной, к содействию невероятно «чтимой Марины Цветаевой»”.
4. А дальше продолжается разговор снова о стихах (выступают 3 ученика). Наташа Коровина - «В мои пятнадцать лет». Ульяна Шарова - «Письмо». Татьяна Цветкова - «Моим стихам...»
5. Учитель. Снова обратимся к высказыванию поэтессы: “Я сказала, а другой услышал...” Предлагаю послушать стихи М.Цветаевой в исполнении актрисы Татьяны Дорониной: «Вы столь забывчивы, сколь незабвенны» и «Ваш нежный рот - сплошное целованье». (Стихи звучат в грамзаписи.) - Чем близки Т.Дорониной стихи поэтессы? Как она передаёт их суть? Старшеклассники смогли дать правильный ответ: “Стихи Цветаевой близки актрисе, как близка ей лирическая героиня, беспокойная, с горячим, мятущимся сердцем. Актриса читает так стихи М.Цветаевой, что зримо ощущаешь движение души её героинь”.
- А вот послушайте, что пишет Л.Булгак о манере чтения Т.Дорониной цветаевских стихов. Совпадают ли наши мнения? “В стихах о любви, которые выбраны Дорониной, выражены различные оттенки, повороты и контрасты... перед нами возникает образ женщины своенравной, душевно расточительной, женщины с «дерзкой» кровью. Порой она может быть и рассудительной, и опустить лукаво ресницы под строгими глазами Богородицы, но всё равно высшая мудрость для неё - любовь. Доронина начинает читать зарождающимся из глубины восторга голосом... И самую любовь начинаешь понимать как безграничную творческую силу, которая даёт человеку возможность постичь мир во всём его богатстве”. - Так ли вы восприняли стихи Цветаевой в исполнении Дорониной?
6. Елена Камбурова - певица, которая выбирает для своих выступлений стихи поэтов - по мироощущению. Звучит песня на стихи «Вот опять окно...» Своеобразно заканчивается общение с Мариной Цветаевой. Учитель. Два глубоких чувства пронесла М.Цветаева через всю свою сложную и трудную жизнь: любовь к России и заворожённость искусством. Эти два чувства были в ней слиты. Она писала стихи по-французски и по-немецки. Однако повсюду, кроме России, она чувствовала себя иностранкой. Всё в ней было связано с родным пейзажем: от жаркой рябины молодости до последней кровавой бузины. Когда я думаю о русском характере поэзии, мне вспоминаются её стихи «Русской ржи от меня поклон...» (Читает стихи.) А особенно «Генералам двенадцатого года». Веет чем-то ностальгическим от этих стихов. Мне невольно почему-то вспоминаются стихи Игоря Северянина «Россия воскресит». В чём созвучны стихи М.Цветаевой и И.Северянина?
7. “Я бы хотела жить с вами...” - говорит поэтесса. Можем ли мы, живущие в конце XX века, считать Марину Цветаеву своей современницей? (Мнения учащихся сходятся в одной точке - “да, можем”.)
8. На столе старинный фотоальбом, в котором фотографии вековой давности. Чувствуется, что они представляют для школьников большой интерес и в какой-то степени помогают понять время и суть стихов Цветаевой. Заканчивает урок Людмила Александровна словами: “Я желаю вам дальнейших открытий в поэзии М.Цветаевой и очень хочу, чтобы она действительно стала вашей современницей”.
В рамках короткой статьи трудно передать все нюансы урока, но то, что старшеклассники приняли поэзию Марины Цветаевой ДУШОЙ, - в этом я абсолютно уверена.