Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №1/2007

Архив

Не бойтесь чистого листа!

Дорогие коллеги! Кому из нас не известно желание с понедельника начать новую жизнь? Стать собраннее, твёрже характером, успевать больше, уставать меньше… Выбраться из колеи... Стать другим… Понедельник — начало недели — вечно претендует на то, чтобы стать точкой отсчёта, рубежом нового бытия. Январь — понедельник года — просто обязывает нас начать с белого листа.

Это очень увлекательно — отложить в сторону старый конспект, тематическое планирование жизни, с рассчитанными наперёд формами контроля и сопутствующим повторением одного и того же, и выйти “на подмостки” просто так, без заученной роли — легко и свободно. Удивиться своей свободе — и удивить ею других. Хотя бы один урок дать не так, как привычно, а так, как хочется, как хотелось давно, но всё не получалось. Главное — отважиться, попытаться.

Сначала ввязаться в сраженье, ввязаться в сраженье!
А там поглядим, — говорил молодой Бонапарт,
Но пишется так же примерно и стихотворенье,
Когда вдохновенье ведёт нас и, значит, азарт.
А долгие подступы, сборы, рекогносцировка, —
Позволь мне без них обойтись, отмахнуться позволь:
Так скучно, по пунктам, что даже представить неловко,
Пускай диспозицию Бенигсен пишет и Толь.

Доверимся поэту, не будем писать диспозиций — ни жизни, ни уроков. С азартом ввяжемся в наше сраженье, в наш “вечный бой”, в котором победа от пораженья неотличима, но зато точно есть упоенье. В котором, как известно, легко — гораздо легче, чем в скучном “учении”.

Жажда обновления, свободы и лёгкости ничего общего не имеет с отказом от традиций и нигилистическим переделыванием “миров основы”. Назовём это скорее возвращением к самим себе, к тому, что заложено в нас Творцом мира — к желанию, потребности творить самим, не давая ослабнуть тому импульсу, который стал первоосновой жизни. Педагог — это не только “раб, ведущий ребёнка в школу”, как расскажет нам этимологический словарь. Это и царь, и бог, и связь миров, повсюду сущих, и лётчик, и звезда. “Сам свой лоцман, сам свой боцман, сам свой капитан” — это тоже о нём, об учителе, о нас с вами, коллеги.

Поверь себе, читатель молодой (настоящий учитель всегда молод, независимо от возраста), обопрись на себя, как на ту самую точку, вокруг которой, скрипнув, обязательно повернётся наш медленный и неподатливый мир. Сотри случайные черты — и ты увидишь, как хороша жизнь в начале года, когда вокруг одни снежно-белые, чистые страницы.

Сергей Волков

Рейтинг@Mail.ru