Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №17/2006

Я иду на урок

Я иду на урок

Сергей Шешуков


Сергей Николаевич ШЕШУКОВ (1974) — преподаватель русского языка и литературы лицея при Сыктывкарском государственном университете.

Материалы для проверочных работ и викторин к роману Гончарова «Обломов»

Перед изучением нового литературного произведения советую коллегам проводить проверочные работы, напоминающие викторину. Обычно вопросы викторины касаются знания текста произведений, они позволяют обращать внимание детей на очень важные детали при чтении (портрет героя, интерьер, новую лексику). Ребята быстро привыкают к такого типа заданиям и, начиная читать новое произведение, уже невольно вглядываются в детали, про которые их “могут спросить”. А это развивает умение многое замечать в тексте. Учителю же викторина позволяет узнать, кто как освоил текст произведения — без этого начинать изучение невозможно. Можно попросить ребят и самих придумывать вопросы для викторины. Им это очень нравится.

Викторина по первой части романа

1-й вариант

1. Дайте толкование выделенным словам.

А) Скаредное житьё.

Б) Получу прогонные на пять лошадей.

В) Любить ростовщика, ханжу.

Г) Господин, заросший весь бакенбардами, усами и эспаньолкой.

2. Определите, каким героям романа «Обломов» принадлежат эти характеристики.

А) …пожилой человек, в сером сюртуке, с прорехой под мышкой, откуда торчал клочок рубашки, в сером же жилете… с голым, как колено, черепом и с необъятно широкими и густыми русыми с проседью бакенбардами.

Б) …смотрел на всё угрюмо и с полупрезрением, готов бранить всё и всех… Движения его были смелы и размашисты, говорил он громко… точно будто три телеги едут по мосту.

3. Каков чин Обломова?

4. Куда Обломов, будучи на службе, отправил по ошибке письмо?

5. Главная и первая жизненная забота в Обломовке — это…

2-й вариант

1. Дайте толкование выделенным словам.

А) О, баловень, сибарит!

Б) Докучливое любопытство.

В) Любить ростовщика, ханжу.

Г) Что это сегодня за раут у меня?

2. Определите, каким героям романа «Обломов» принадлежат эти характеристики.

А) …обрюзг не по летам… тело его, судя по матовому, чересчур белому цвету шеи, маленьких, пухлых рук, мягких плеч казалось слишком изнеженным для мужчины.

Б) …Был ему по сердцу один человек (какой?): тот тоже не давал ему покоя; он любил и новости, и свет, и науку, и всю жизнь, но как-то глубже, искренне… (Обломов) любил искренне его одного, верил ему одному, может быть, потому, что рос, учился и жил вместе с ним.

3. Как долго Обломов проживает в Петербурге?

4. Какие сёла входили в имение Обломова? Выпишите. (Малиновка, Сосновка, Вавиловка, Верхлёво).

5. Кто был последним посетителем Обломова в первой части романа?

Ключи

1-й вариант

1. А) Скупой, жадный.

Б) Плата за проезд на почтовых лошадях.

В) Человек, который даёт деньги в рост под большие проценты.

Г) Короткая и узкая остроконечная бородка.

2. А) Слуга Захар.

Б) Михей Тарантьев.

3. Коллежский секретарь.

4. В Архангельск вместо Астрахани.

5. …о еде.

2-й вариант

1. А) Человек, склонный к праздности.

Б) Надоедливое, навязчивое.

В) Лицемер, прикрывающийся показной добродетелью.

Г) Большой званый вечер, приём.

2. А) Илья Ильич Обломов.

Б) Штольц.

3. Двенадцатый.

4. Сосновка, Вавиловка.

5. Штольц.

Проверочная работа по второй и третьей частям романа

1-й вариант

1. Соотнесите выделенные слова и их толкование (cм. табл. 1.)

Не любила кичливости; впрочем, он не был педантом; флёр; (в ней не было) ни жеманства, ни кокетства; и чем больше оспаривал его, тем глубже “коснел” он в своём упрямстве; а ещё дока.

2. Продолжите крылатое выражение.

Хитрость — всё равно что мелкая монета, на которую…

3. Переведите на русский язык выражение. К какому персонажу из романа оно относится?

Casta Diva.

4. Кому принадлежат эти высказывания?

А) Грамотность вредна мужику: выучи его, так он, пожалуй, и пахать не станет.

Б) Жизнь есть поэзия.

В) …Ты нежен… голубь, ты прячешь голову под крыло — и ничего не хочешь больше, ты готов всю жизнь проворковать под кровлей.

Г) Это… какая-то обломовщина.

5. Чьи это портреты?

А) (Она) в строгом смысле слова не была красавица, то есть не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щёк и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня… губы тонкие и большею частию сжатые: признак непрерывно устремлённой на что-нибудь мысли. То же присутствие говорящей мысли светилось в зорком, всегда бодром, ничего не пропускающем взгляде тёмных, серо-голубых глаз.

Б) Ей было лет тридцать. Она была очень бела и полна в лице, так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щёки. Бровей у ней почти вовсе не было, а были на их местах две немного будто припухлые, лоснящиеся полосы, с редкими светлыми полосами. Глаза серовато-простодушные, как и всё выражение лица; руки белые, но жёсткие, с выступившими наружу крупными узлами…

6. Ответьте на вопросы.

А) Какое растение стало символом любви Обломова к Ольге?

Б) Кто это произносит и в какой ситуации?

Кто проклял тебя, Илья? Что ты сделал? Ты добр, умён, нежен, благороден… и гибнешь. Что сгубило тебя? Нет имени этому злу?

2-й вариант

1. Соотнесите выделенные слова и их толкование (см. табл. 2).

Патетическим голосом воскликнул; слышите, какой диссонанс звучит в этом; он в своём упрямстве; (в ней не было) ни жеманства, ни кокетства; а ещё дока; дилетантизм; пуританский.

2. Продолжите крылатое выражение.

Трогает…

3. Переведите выражение на русский язык. К какому персонажу из романа оно относится?

Terra incognita.

4. Кому принадлежат эти высказывания?

А) Труд — образ, содержание, стихия и цель жизни.

Б) Да, кум, пока не перевелись олухи на Руси, что подписывают бумаги не читая, нашему брату можно жить.

В) Жизнь моя началась с погасания.

Г) Жизнь — долг, обязанность, следовательно, любовь — тоже долг.

5. Чьи это портреты?

А) Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав; щёк у него почти вовсе нет, то есть есть кость да мускул, но нет признака жирной округлости; цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца; глаза хотя немного зеленоватые, но выразительные.

Б) Она была живая, проворная баба, лет сорока семи, с заботливой улыбкой, с бегавшими живо во все стороны глазами… Лица у неё почти совсем не было: только и был заметен нос; хотя он был небольшой, но он как будто отстал от лица и притом нижняя часть его была вздёрнута кверху или неловко был приставлен…

6. Ответьте на вопросы.

А) Сколько лет Штольцу?

Б) Кто это говорит и в какой ситуации?

И этот ангел спустился в болото, освежил его своим присутствием.

Ключи

1-й вариант

1. Дока — А

Кичливость — Б

Педант — В

Флёр — Г

Коснеть — Д

Кокетство — Е

Комментарий. Лексика романа.

2. …не купишь много.

Комментарий. Крылатое выражение.

3. Непорочная богиня; Ольга Ильинская.

Комментарий. Сноски в романе, внимательность.

4. А) Обломов. Б) Обломов. В) Ильинская. Г) Штольц.

Комментарий. Речевая характеристика героев (узнавание).

5. А) Ольга Ильинская. Б) Агафья Матвеевна.

Комментарий. Портретная характеристика.

6. А) Ветка сирени. Б) Ольга при прощании с Обломовым.

Комментарий. Деталь.

2-й вариант

1. Дилетантизм — А

Пуританский — Б

Жеманство — В

Диссонанс — Г

Патетический — Д

Дока — Е

2. …жизнь

3. Неизвестная земля; Штольц.

4. А) Штольц. Б) Мухояров (брат Пшеницыной). В) Обломов. Г) Ольга Ильинская.

5. А) Штольц. Б) Анисья.

6. А) За 30 лет, ровесник Ильи Ильича. Б) Обломов о приезде Ильинской на Выборгскую сторону.

Оценка самостоятельных работ:

“5” — ученик выполнил все задания верно;

“4” — выполнено правильно не менее 3/4 задания;

“3” — в работе правильно выполнено не менее 1/2 задания;

“2” — в работе не выполнено более 1/2 задания;

“1” — ученик не выполнил ни одного задания.

Каждый правильный ответ — 1 балл

18–17 баллов — “отлично”,

16–14 баллов — “хорошо”,

13–9 баллов — “удовлетворительно”,

8–0 баллов — “неуд”.

Рейтинг@Mail.ru