Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №5/2004

Я иду на урок

Все мы немножко ангелы. Двухчасовой урок по рассказу Л.С. Петрушевской «Как ангел»

Я ИДУ НА УРОК

Елена ХРЕБТОВА,
г. Белово-9,
Кемеровская обл.


Двухчасовой урок по рассказу Л.С. Петрушевской «Как ангел» в 11-м классе

Все мы немножко ангелы

Цель урока — посредством медленного чтения с остановками понять главную мысль рассказа, выраженную в заглавии; заинтересовать учеников необычным стилем Л.С. Петрушевской.

Урок основан на технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо». Газета «Первое сентября» на своих страницах представляла эту технологию, начиная с 2001 года.

Оборудование урока. Каждому я раздаю по две таблицы, они расчерчены и на доске. Ученики работают на розданном листке; учитель — на доске. На каждой парте текст рассказа, оформленный “порционно”: пронумерованные страницы содержат по порядку определённый фрагмент.

Ход урока

Первый этап

На доске запись “Л.С. Петрушевская”. Вопрос к учащимся: “Что вы знаете об этой писательнице?”. Ответы в обобщённом виде вписываются в первую колонку таблицы № 1.

Вопрос: “Что вы считаете нужным узнать об этом человеке? Что для вас было бы интересным?” Ответы вписываются во вторую колонку таблицы № 1.

Учитель предлагает информацию (намеренно скупо) о писательнице (см. приложение). Поработав в группах или парах, ученики заполняют третью колонку таблицы. Идёт обсуждение: совпало ли первоначальное представление с последующим, что показалось особенно интересным?

Вариант полученной таблицы № 1.

Знаю

— Автор сказок о Барби, пьесы “Чемодан чепухи”; фантастика причудливо переплетается с реальностью;
— наша современница;
— ведущая телепрограммы.

Хочу знать

— Характеристику творчества;
— биографию.

Узнал

— Долго писала “в стол”;
— пишет рассказы, пьесы, сказки для детей и взрослых;
— творчество как энциклопедия женской жизни;
— своеобразно продолжает тему “маленького человека”.
(Ученики самостоятельно готовят сообщения о творческом пути Петрушевской.)

Второй этап

Постановка цели для учащихся.

Работа с текстом рассказа — чтение “со стопом”: после каждого фрагмента рассказа идёт обсуждение и заполнение таблицы № 2.

Предлагаемое членение текста на фрагменты

Название.

Фрагмент 1. Первый абзац.

Фрагмент 2. Последующие 17 абзацев со слов “Чуть праздник — а при двадцати с лишним...” до слов “...похожая на свою дочь, т.е. тоже без зубов, почти без волос, но закалённая, как в огненной печи”.

Фрагмент 3. Два абзаца со слов “Всё у них было подчинено этой вечной гонке...” до слов “...она тоже творение Божье и имеет все права на место на земле”.

Фрагмент 4. Четыре абзаца со слов “Но Ангелина упорно тащит мать...” до слов “...она, видимо, рвалась на улицу, как в театр, где от души исполняла роль городского пугала”.

Фрагмент 5. Со слов “Она идёт против всего человечества...” до конца.

Вариант полученных записей см. в таблице № 2.

Почему рассказ так назван? Почему я так думаю? На самом деле как?
Название «Как ангел»
1) Ожидаем возвышенное, романтическое повествование. Ангел Всё наоборот.
2) Оно может быть на религиозную тему. Ангел Предложение не подтвердилось.
3) Ожидаем сравнения кого-то с ангелом. Как Не сравнение, а противопоставление.
Фрагмент 1
1) “От противного”: Ангелина не как ангел. В насмешку. Видимо — оттенок сомнения и пренебрежения. Героиня — ангел только для родных, а для окружающих и читателя — напротив.
2) Она и не может быть ангелом. Ребёнок немолодых, некрасивых, обычных людей, они занимались борьбой с вредителями хлопчатника.  
3) Героиня — ангел для родителей. Родители своего ангела, любимого всей семьёй.  
Фрагмент 2
1. Усиление мотива отношения родственников, как к ангелу. Ей всегда тоже дарили подарки; только среди родных; все они её тогда любили и делали вид, что всё в порядке.  
2. Ангелина как должное воспринимает отношение к ней, как к ангелу. Ангелина к этому привыкла и каждый раз ждала своего; стала открыто требовать свою долю на празднике жизни. Читатель в сомнении: ангел ли Ангелина
3. Автор подчёркивает, что не ангел. Ангелину не укротить; её сильно раскрашенное синим и красным лицо; башка; требует; жидкие и спутанные волосёнки; кидалась с кулаками на пассажиров; на неё все пялились; к тридцати годам созрела в крепкую, мощную, буйную женщину; била семидесятипятилетнего отца; спасу не было никакого.  
4. Сочувствие к “неангелу”. Бедная головёнка; зубки с детства были слабенькие, сравнение с птенцом.  
5. Она своеобразный ангел. Старалась понравиться людям; украшала себя всем, чем могла; обострённое чувство справедливости у маленького ангела.  
6. Она не ангел, но посторонние не должны знать это. Делали вид, что всё в порядке; свои были предельно тактичны и добры.  
7. Она не ангел, потому что жизнь не ангельская. Чужие не отзывались ни на какие просьбы; сверстники называли крокодилом и просто били по голове; она учла уроки детства.  
8. Может быть, ангел — мать? Даром что семидесятилетняя, с семи утра водружалась на свои больные, сырые, опухшие ноги и выступала; как ласточка птенчику.  
9. Мать и дочь несчастны. Сбегала опозоренная; эпитет несчастная; с глазами, полными слёз, похожая на свою дочь.  
Фрагмент 3
1. Родители — ангелы. В сумасшедший дом родители не отдавали свою Ангелину; боялись её оскорбить навеки... Родители считали, что... она просто больна, а больных не судят. Они понимали, что мир, издевающийся над обездоленным, несправедлив. Все люди — творения Божии, поэтому все имеют право на Его покровительство.
2. Ангелина — творение Божие. Ангелина ничем не хуже других людей, она просто больна. А она тоже творение Божье и имеет все права на место на земле.  
Фрагмент 4
1. Внешне чудовище, а внутренне ангел. Под толстой тупой мордой клыками наружу осталась маленькой слепенькой девочкой. Ужасная морда вечной гостьи, голодные глаза, грязные руки. Она от души исполняла роль городского пугала.  
2. Родители — ангелы. Тихие, любящие были они с отцом.  
3. Трудно быть ангелом. Мать отдыхает от неё среди тех, кого по-настоящему любит. Мать в глубине своей кроткой души надеется когда-нибудь отдохнуть, скинув её на руки двоюродной родне. В этой жизни невозможно быть ангелом.
4. Обострённое чувство справедливости — ангельская черта. Чувствовала больная душа Ангелины эту ложь всеобщей якобы любви до определённого часа. Слёзы о несправедливости, о неравном распределении любви и добра.  
5. Ангелина — чудовище, потому что такова жизнь. На улице ей никто не врал, все откровенно глазели или смеялись в лицо, это была правда, и Ангелине не надо было притворяться.  
Фрагмент 5
1. Героиня — нищая духом. Она идёт против всего человечества, вольная и свободная, свирепая, нищая духом. Мать следит, чтобы дочь не убила отца. Ирония и сочувствие переплетаются. Герои рассказа — ангелы, потому что безвинно несчастны Но в жестоком мире над ними только смеются.
2. Ангелы все. Ангел-хранитель мать, ангел-дочь, ангел-муж. Все невинны.  
3. Именование ангелами полно иронии. В мыслях матери соседствуют выражения все невинны и пока не сдохну окончательно. Она надеется — смешно сказать, — что они все умрут как-нибудь вместе. Вводные слова: как в насмешку в начале и смешно сказать в конце — кольцом обрамляют повествование.  

Третий этап

Творческая работа учащихся — создание синквейна. (Подробное технологическое описание этого приёма можно найти в газете «Первое сентября» от 14 января 2003 года, в статье С.Заир-Бека «Хайку по биологии, синквейны по физике...».)

Синквейн — своеобразное стихотворение-миниатюра, которое выражает эмоциональный итог работы учащихся на уроке.

Алгоритм написания синквейна
1-я строка. Кто? Что? 1 существительное.
2-я строка. Какой? 2 прилагательных.
3-я строка. Что делает? 3 глагола.
4-я строка. Что автор думает о теме? Фраза из 4 слов.
5-я строка. Кто? Что? (Новое звучание темы). 1 существительное.

Приведу в пример получившиеся у моих учеников стихотворения.

Ангелина,
Непонятая и чистая,
Отталкивающая и пугающая.
Лёгкий пух, подхваченный ветром.
Злодейка-судьба.
(Аня Семёнова)

Крылатый Бог,
Спокойный, безмятежный.
Страдает, любит и хранит.
Грешная земля не для них.
Свет.
(Настя Ситникова)

Чистота
Божественная, детская.
Верить, чувствовать, терпеть.
Мир будет спасён.
Жизнь.

(Маша Трофимова)

Ангел,
Чистый и невинный,
Чувствует, бережёт и спасает.
Божественный дар —
Ветер.
(Таня Михайлова)

Дева Мария,
Любящая, примиряющая, святая,
Прощающая всё и всех.
Мир существует благодаря матери.
Любовь.
(Юля Тарасенко)

Приложение

Используемый мною на первом этапе урока текст составлен на основе статьи и хрестоматии (Хрестоматия по литературе для средней школы. 10–11-е классы / Сост.: Аламдарова Э.Н. и др. Астрахань: Изд-во Астраханского педагогического института, 1994) и материалов из Интернета.

Л.С. Петрушевская

Людмила Стефановна Петрушевская родилась 26 мая 1938 года в Москве. Её детство пришлось на тяжёлые, голодные годы войны, оно запомнилось скитаниями по родственникам, жизнью в детдоме и эвакуации.

По возвращении после войны в столицу окончила факультет журналистики МГУ. Работала корреспондентом газет и радио, в издательстве, редактором справочного отдела телевидения.

Литературное творчество началось с сочинения стихов, сценариев для студенческих вечеров. Первая публикация в 1972 году в журнале «Аврора» — рассказ «Через поля», первые пьесы ставились самодеятельными театрами. А потом более десяти лет — работа “в стол”. В 1988-м выходит первая книга писательницы — сборник рассказов «Бессмертная любовь»; профессиональные театры начали ставить спектакли по её драматургическим произведениям — «Чинзано», «Квартира Коломбины», «Три девушки в голубом», «Московский хор». В 1990 году написан цикл «Песни восточных славян», в 1992-м — повесть «Время ночь». Пишет сказки для детей и взрослых.

Её творчество далеко от злободневных политических страстей, в центре внимания частная жизнь современного “маленького” человека. Свою задачу писатель видит в постановке жёстких, но насущных вопросов бытия, заставляющих задуматься читателя о себе, о своей нравственности, человеческой состоятельности. Все её произведения можно рассматривать как своеобразную энциклопедию женской жизни: от юности до старости. Герои Петрушевской, как правило, больны или выхаживают больных, живут со стариками либо алкоголиками, иногда едва выживают на грани нищеты, стоят в бесконечных очередях или страдают от неразделённой любви. Но они всегда остаются людьми, избегая распада личности, расчеловечивания.

Людмила Стефановна живёт и работает в Москве.

Рейтинг@Mail.ru