Я иду на урок
Я ИДУ НА УРОК
Оксана КОВАЛЬЧУК,
г. Воронеж
Высший суд — суд совести
Урок по сказке О.Уайльда «Мальчик-звезда»
Ход работы
На доске — тема и эпиграфы:
Зорко одно лишь сердце.
Самого главного глазами не увидишь...А. де Сент-Экзюпери
Глаза слепы. Искать надо сердцем. А. де Сент-Экзюпери
Нарисована звезда, от которой исходят лучи разных цветов: слева — синие, справа — розовые.
1. Актуализация знаний, умений и навыков.
— Сегодня мы знакомимся со сказкой О.Уайльда «Мальчик-звезда». Понравилась ли вам сказка?
(Многие отвечают утвердительно.)
— Что вам больше всего запомнилось?
(Мнения разделились: одни называют эпизод нахождения ребёнка, другие — приключения Мальчика-звезды.)
— Понравился ли вам Мальчик-звезда? Почему?
(Дети сразу вспоминают отрицательное в мальчике: выгнал мать, не замечал окружающих, обижал животных.)
— Изменился ли он?
(Да. Когда все от него отвернулись, он задумался о своём поведении, нашёл свою мать.)
Итак, вы осудили Мальчика-звезду. Но какой же момент больше всего повлиял на него?
Наша задача: доказать, что высший суд — это суд совести. Прежде всего мы узнаем лексическое значение слова “совесть”.
Словарная работа.
“Совесть — нравственное сознание, нравственное чутьё или чувство в человеке, внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее от лжи и зла.
Совесть мучит, съедает, томит или убивает” (Даль В. Толковый словарь).
“Совесть — чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом” (Ожегов. Словарь).
— Что же в итоге мы должны понять?
(Ученики говорят о внутренних качествах Мальчика-звезды, которые руководят его поступками до встречи с матерью и после неё.)
Мои ребята только в 5-м классе. Эту же проблему, но глубже они будут рассматривать в 10-м классе на уроках по «Преступлению и наказанию» Ф.М. Достоевского. Надеюсь, им вспомнится и сегодняшний разговор.
2. Основная часть урока.
Художественный пересказ (с начала сказки до слов “Лесорубы находят ребёнка...”).
После пересказа обращаю внимание учеников на рисунок их одноклассника.
— Почему краски тёмные, и лишь ярким жёлтым пятном выделяется звезда?
(Дети говорят и о сильном ветре, и о морозе, и о бедности лесорубов. Звезду они называют символом новой жизни.)
— Почему Лесоруб взял ребёнка?
— Как приняла это решение его жена?
(“Увы мне! — горестно прошептала жена. — Разве у нас нет собственных детей, что тебе, хозяин, понадобилось сажать к нашему очагу подкидыша?.. — И она очень рассердилась на мужа”.)
— Почему в доме появился Злой ветер?
(Поссорились муж с женой, жена не захотела сделать добро, некоторые объяснили это предупреждением ветра об отрицательных качествах Мальчика-звезды.)
— Чем закончился конфликт Лесоруба и жены? Какие качества они проявили в этот момент?
(Мальчик был принят в дом. Добрые, заботливые люди показали и свою мудрость.)
— Как сложилась дальнейшая жизнь найденного мальчика?
(“Итак, Дитя-звезда стал расти вместе с детьми Лесоруба, и ел с ними за одним столом, и играл с ними”. Мои ученики замечают, что его ничем не отличали от других, принимали как родного, уважительно.)
— Но одно отличие всё-таки было. Какое же?
(Он был красив. Ученики находят метафоры и сравнения: “лицо белое и нежное, словно выточенное из слоновой кости”; “золотые кудри его были как лепестки нарцисса”; “а губы — как лепестки алой розы, и глаза — как фиалки, отражённые в прозрачной воде ручья...” Автор сравнивает Мальчика-звезду с цветком, чтобы подчеркнуть его красоту, показать её необычность.)
— Принесла ли красота добро Мальчику-звезде? Почему?
(Красота добра не принесла. “Он вырос себялюбивым, гордым, жестоким”. Красота обманчива. “Он был точно околдован своей красотой”: не замечал вокруг себя ничего и никого, подчинялся только своим прихотям.)
— Есть имя у мальчика?
(Нет. Его называют “Мальчик-звезда”.)
— Каково лексическое значение слова “звезда”?
(Говоря о прямом значении, дети вспоминают и переносное: так мы можем сказать о знаменитом человеке, выдающемся деятеле искусства, науки, спорта. Мальчика так называли, потому что он упал со звезды, потому что отличался от всех.)
— Что может излучать звезда?
— Что дарил окружающим Мальчик-звезда (и дарил ли?)?
Обозначаем синие лучи. На доске появляется запись:
— Как приняли сверстники Мальчика-звезду? Почему?
(Мои ученики изучили в рамках курса «Культура общения» законы общения. И сейчас они напомнили мне про закон толпы. Сверстники подчинялись Мальчику-звезде, они стали похожи на него, “потянулись за своим вожаком”.)
Инсценирование. Встреча Мальчика-звезды и матери. От слов “Гляньте! Под этим прекрасным зелёнолистым деревом сидит отвратительная грязная нищенка...” до слов “Тогда женщина встала и, горько рыдая, скрылась в лесу, а Мальчик-звезда, увидав, что она ушла, очень обрадовался и побежал играть со своими товарищами”.
— Почему Мальчик-звезда оттолкнул свою мать?
(Он был слишком красив, а она уродлива. Он ничего не видел, кроме красоты.)
— Удалось ли Мальчику-звезде продолжить играть спокойно со своими сверстниками?
(Нет. Они начали смеяться над ним: ведь Мальчик-звезда перестал быть красивым! Мальчик почувствовал страшную потерю: он терял власть над людьми, утрачивал их почитание.)
— Почему Мальчик-звезда стал уродливым?
(Мои “пятиклашки” меня не подводят. Они вспоминают о душе человека и говорят, что лицо стало отображать душу героя сказки.)
Знакомлю их с названием ещё одного произведения О.Уайльда — «Портрет Дориана Грея». В старших классах мы вновь вернёмся к проблеме красоты внутренней и внешней, к душе человека, к его чувствам.
— Как вы понимаете слова маленькой дочки Лесоруба: “Это ещё не беда, что ты утратил свою красоту. Оставайся с нами, и я никогда не буду дразнить тебя”.
(Дочка Лесоруба дала понять мальчику, что можно завоевать уважение людей не красотой, а внутренними качествами.)
— Как ответил Мальчик-звезда, что или кто подсказал ему такое решение?
(“Нет, я был жесток к моей матери, и в наказание мне и случилось это несчастье. Поэтому я должен уйти отсюда и бродить по свету, пока не найду своей матери и не вымолю у неё прощения”. Мальчик-звезда сам понял, что сделал зло. До сих пор ему пытались объяснить неправильность его поступков, но он никого не слушал. В момент несчастья заговорила наконец его совесть. У мальчика появилась внутренняя способность различать добро и зло, распознавать качество поступка. Он понял также, что только сам должен исправить свои ошибки.)
— Как отнеслись к Мальчику-звезде звери, к которым он обратился за помощью?
(Все от него отвернулись. Звери напомнили о тех бедах, которые он им принёс. Мои дети опять вспомнили уроки культуры общения, закон зеркального отражения: к человеку отнесутся так, как он относился к другим.)
— Можем ли мы сказать, что Мальчик-звезда стал несчастливым?
— А красивый был ли он счастлив?
(Нет, но он не понимал этого.)
— Когда и как он обрёл счастье?
(Ученики делают выводы, что счастье не в красоте. Счастье — это мир, семья, уважение окружающих. Мальчику-звезде пришлось выдержать много испытаний, но он не струсил, не сбежал от них. Ученики говорят о том, что счастье надо завоевать.)
Во время разговора постепенно заполняется рисунок — таблица на доске и в тетрадях (розовым цветом).
— Почему Мальчик-звезда, который обижал всех, спас зайчика?
(Он попал в беду, понял несчастье другого. “Сам я всего лишь раб, но тебе я могу даровать свободу”.)
— Мог ли Мальчик-звезда не отдавать монеты прокажённому? Почему отдал?
Мальчик-звезда заслужил счастье.
Инсценирование. От слов “И, сказав это, он отвернулся от них и обратил своё лицо к улице, тянувшейся до самых городских ворот” до слов “Вот твоя мать, чьи ноги ты омыл своими слезами”.
Дети отметили, что к Мальчику-звезде вернулась его красота. Вспоминаем значение слова “звезда” и обсуждаем название сказки. Говорим, что слово в последнее время приобрело и отрицательный оттенок: мы называем звездой того, кто отдалился от людей, и того, кто дарит свет, помогает людям.
Смотрим рисунок-таблицу. (В начале сказки мальчика называли звездой, так как он был выше людей и не хотел их понимать; на протяжении произведения значение названия меняется. В конце сказки мальчик становится звездой в лучшем смысле. Красота лица стала олицетворением его души. Именно сердце помогло понять истину.)
3. Подведение итогов.
Читаем ещё раз эпиграфы к уроку.
Мы приходим к выводу, что главное в жизни — доверять своему сердцу, учиться за внешним блеском находить правду.
Я не зря для эпиграфов подобрала слова А.Сент-Экзюпери. В следующем году нас ждёт встреча с другим звёздным мальчиком, Маленьким принцем. Мы проведём урок-спектакль «Через тернии к звёздам». Мы будем говорить о замечательных качествах маленького принца.
— Почему мы назвали урок «Высший суд — суд совести»?
(Человек, имеющий совесть, приносит добро и счастье не только себе, но и тем, с кем встречается в жизни.)
— Как стал править и жить Мальчик-звезда?
(“И был он справедлив и милосерден ко всем”. Мальчик-звезда стал править по совести, относясь ко всем ровно.)
Прошу прочитать последний абзац. “Но правил он недолго. Слишком велики были его муки, слишком тяжкому подвергся он испытанию — и спустя три года он умер. А преемник его был тираном”.
Словарная работа.
Преемник — чей-нибудь продолжатель, тот, кто занял чьё-нибудь место.
Тиран — жестокий правитель.
— Почему сказка заканчивается именно этой фразой? Мог ведь автор оставить счастливый конец, как у большинства сказок.
(Дети затруднились с ответом на этот вопрос.)
— Легко ли далось счастье Мальчику-звезде? Подарил ли он его своим подданным?
(Да. Они узнали, что значит настоящее счастье. И если их лишить его, то они будут за него бороться.)
— Какое человеческое качество им поможет?
(Совесть. Главное — жить по совести.)