Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №19/2001

Архив

ШКОЛА В ШКОЛЕ

Наталья ЛЮДКЕВИЧ,
г. Братск,
Иркутская область


«Конёк-горбунок»

Урок-семинар в 5-м клаccе по сказке П.П. Ершова

В работе участвуют группы:

  • литературоведов,
  • переводчиков,
  • художников,
  • знатоков,
  • актёров.

Ход семинара

Работа с литературоведами.

  • Что вы знаете о сказочнике П.П. Ершове?
  • Чему учит сказка «Конёк-горбунок»?
  • Какие черты характера присущи главному герою сказки?
  • Элементы каких русских народных сказок использовал П.П. Ершов в «Коньке-горбунке»? («Сивка-бурка», «Иван-царевич и Серый волк» и другие.)

Работа со всеми группами.

Из предложенных иллюстраций к сказкам отобрать лишь те, которые относятся к сказке П.Ершова «Конёк-горбунок».

Работа с переводчиками.

  • Объяснить значение слов:
    • спальник (придворный чин),
    • бабка (игральная кость),
    • зело (сильно),
    • басурман (человек чужой веры),
    • каурка (лошадь рыжей масти),
    • суседко (домовой),
    • лубки (яркие картинки),
    • малахай (верхняя мужская одежда),
    • яхонт (драгоценный камень),
    • седмица (неделя),
    • немощь (болезнь, слабость),
    • шайтан (дьявольское наваждение),
    • содом (беспорядок),
    • ендова (ковш).

Работа со всеми группами.

  • Конкурс «Живые картины» (при помощи мимики и жестов запечатлеть отрывок из сказки).

Работа со знатоками.

I группа:

  • объяснить выражение: “Не ударил в грязь лицом”;
  • ответить на вопрос: “Что за порядок торговли был в столице?”

II группа:

  • объяснить выражение: “Поминай его, как звали!”;
  • ответить на вопрос: “За сколько братья продали коней царю?”

III группа:

  • объяснить выражение:

Вишь, что старый хрен затеял:
Хочет жать там, где не сеял.

  • ответить на вопрос: “Что из себя представляет рецепт сыты медвяной?”

IV группа:

  • объяснить выражение:

Я те снова подведу,
Мой дружочек, под беду.

  • ответить на вопрос: “Какое отчество у Ивана?”

Работа с актёрами.

  • Конкурс на лучшее инсценирование отрывка из сказки.

Работа со всеми группами.

  • Конкурс «Продолжи строчку» (учитель читает отрывок из сказки, дети заканчивают его).

Работа с художниками.

  • Картинная галерея (выставка детских рисунков к сказке).

Итог урока, награждение.

Рейтинг@Mail.ru